На рынок мобильных услуг могут выйти производители телефонов и их дилеры
По разным оценкам, рынок мобильных услуг в России за прошедший год составил от 280 млн. долл. до 310 млн. долл. Аналитики компании J?son & Partners утверждают, что большую долю доходов — 71% — дает продажа средств персонификации мобильного телефона, таких как логотипы, появляющиеся на экране, и мелодии для звонков. В принципе, эти возможности реализовали в своих продуктах производители телефонов, но оказалось, что как раз они в схеме распределения доходов от данных услуг никак не участвуют. Более того, маржа производителей мобильных трубок и их дилеров неуклонно падает из-за жесткой ценовой конкуренции. Таким образом, у торговцев телефонами есть прямой резон заняться предоставлением мобильных услуг, расширяя ассортимент своей продукции.
Есть еще одна проблема, эффективно решать которую могут именно продавцы телефонов, — это «мобильная безграмотность»; для получения мобильных услуг нужно, чтобы телефон был настроен правильно. Это обычно означает, что в телефоне должно быть настроено подключение по WAP или GPRS. Однако далеко не все могут разобраться в том, как настроить телефон на дополнительные услуги конкретного оператора. В результате, по оценкам поставщиков мобильных услуг, около 40% заказов не заканчиваются продажей только потому, что потенциальный клиент не может получить нужный ему товар — мелодию или картинку. Операторы, хотя и пытаются создать системы автоконфигурирования телефонов, но не могут написать соответствующее ПО для всех типов устройств. А производители телефонов в свою очередь не могут предложить настройки WAP и GPRS для всех российских операторов. Именно продавец телефона и является тем связующим звеном между производителем и оператором, который по идее может настроить дополнительный сервис. Но он должен быть в этом заинтересован.
В некоторых странах операторы продают мобильные телефоны, настроенные на свои сети и под своим именем. При этом дополнительные услуги, которые предоставляются с помощью такого предварительно настроенного телефона, приносят операторам значительную долю прибыли. В России операторы не торопятся выпускать телефоны со своими торговыми марками и развивать дополнительные услуги. Средняя доля доходов от дополнительных услуг у российских операторов сейчас составляет 11%, и они предпочитают зарабатывать на связи как таковой. В этих условиях будет логично, если дополнительные услуги будут развивать именно производители оборудования. Для них это выгодно хотя бы потому, что они заинтересованы в быстрой смене поколений телефонов, которые отличаются в основном поддержкой новых услуг.
Собственно, некоторые производители уже изучают рынок дополнительных мобильных услуг, чтобы начать предоставлять на нем свой сервис. Так, Оксана Панкратова, ведущий аналитик компании iKS Consalting, утверждает, что ей известен проект крупного производителя телефонов по созданию дополнительных услуг для сетей российских мобильных операторов. Дмитрий Мартемьянов, аналитик компании J?son & Partners, кроме того, отметил интерес продавцов телефонов к предоставлению услуг. В частности, есть прецеденты установки логотипов и мелодий продавцами телефонов.