Через год абоненты сети МТС смогут приобщиться к популярному сервису i‑mode
Такеши Натсуно: «Популярность i-mode в Японии обусловлена эффективным маркетингом, низкой стоимостью услуг и открытостью платформы» |
«Мобильные ТелеСистемы» и NTT DoCoMo подписали соглашение о стратегическом партнерстве по запуску сервиса i‑mode в России и странах СНГ. По условиям контракта, стоимость которого не разглашается, японская компания предоставляет МТС необходимые технологии и лицензию на использование торговой марки i‑mode в России, на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. МТС также закрепила за собой право в течение нескольких лет расширять действие контракта на другие страны СНГ, но при выполнении определенных показателей в продвижении i‑mode на местных рынках. i‑mode — платформа для предоставления неголосовых услуг в сетях мобильной связи, таких как обмен электронными сообщениями, доступ к Internet-ресурсам, развлекательным и бизнес-приложениям.
На японском рынке технологии сопутствовал фантастический успех. Впервые NTT DoCoMo представила сервис в феврале 1999 года, а спустя год число его подписчиков уже насчитывало 4,5 млн. человек. Сегодня i‑mode используют 42,7 млн. абонентов, то есть треть населения Японии или 88,7% абонентов компании. Пользование услугами осуществляется только со специальных телефонов, поддерживающих i‑mode. Их производят несколько азиатских и европейских компаний, в том числе NEC, Nokia, Panasonic, Samsung, Toshiba.
По словам управляющего директора NTT DoCoMo Такеши Натсуно, высокая популярность i‑mode в Японии обусловлена тремя факторами. Во-первых, при внедрении этого сервиса маркетинговая стратегия оператора строилась на привлечении массовой аудитории абонентов с невысоким уровнем расходов на мобильную связь. В итоге потребители своими кошельками проголосовали за простоту использования и гибкую схему тарификации нового сервиса. Если в 1999 году доля услуг i‑mode в суммарной выручке оператора на одного абонента составляла всего 1,4%, то сейчас она превышает 25%; в абсолютном выражении ежемесячная выручка от i‑mode в пересчете на одного абонента составляет 1,97-3,42 долл. Во-вторых, японский оператор сумел предложить контент-провайдерам привлекательную бизнес-модель, которая гарантирует им высокий уровень отчислений. NTT DoCoMo оставляет себе не более 20% доходов от услуг i‑mode, 80% достается владельцам контента. Для сравнения, контент-провайдеры МТС сегодня получают в среднем лишь половину доходов от суммарной выручки за информационные и развлекательные услуги. Наконец, продвижению платформы i‑mode способствовала ее технологическая открытость. В частности, i‑mode задействует сокращенную версию стандартного языка HTML (cHTML), в то время как европейский конкурент i‑mode — технология WAP использует специальный язык разметки Wireless Markup Language. WAP более «приспособлен» к нуждам сотовых операторов, а HTML обеспечивает наибольшие удобства контент-провайдерам. В результате к сотрудничеству с NTT DoCoMo подключились 2,2 тыс. компаний. Помимо ресурсов, доступных с официального портала оператора, пользователи мобильной сети получили выход на десятки тысяч независимых сайтов.
За пределами Японии успехи i‑mode скромнее. В течение двух последних лет технологию внедрили 11 национальных операторов, общее число подписчиков i‑mode в Старом Свете не превышает 3 млн. человек. В бельгийской сети BASE среднестатистический пользователь i‑mode ежемесячно приносит ее владельцам 7 евро, а во французской Bouygues Telecom — 3. Двенадцатым партнером NTT DoCoMo по внедрению i‑mode стала МТС. Ее президент Василий Сидоров полагает, что в России сформировались технологические и рыночные предпосылки, необходимые для продвижения японской версии мобильного Internet-сервиса. Но внедрение i‑mode в МТС будет осуществляться поэтапно, а действующие услуги будут представлены на рынке примерно через год. Оператор берет тайм-аут на подготовку собственной инфраструктуры, адаптацию японской бизнес-модели к российским условиям, выработку тарифных планов и насыщение рынка телефонами с поддержкой i‑mode.
Отечественным контент-провайдерам потребуется время и для подготовки информационных ресурсов к требованиям новой технологической платформы. Коммерческий ввод i‑mode намечен на четвертый квартал 2005 года и лишь на территории Москвы и Санкт-Петербурга.