Уделите свое внимание архитектурам серверных платформ, электронной почты и системы безопасности, а также технологиям взаимодействия с клиентами
Курт Монаш — независимый консультант. С ним можно связаться по адресу curtmonash@monash.com |
Уточняя свою стратегию в области программных технологий на 2005 год, следует уделить особое внимание следующим вопросам: архитектура серверных платформ, архитектура электронной почты, архитектура системы безопасности и технология взаимодействия с клиентами.
Архитектура серверных платформ. Как прежде, самые увлекательные вопросы из относящихся к этой сфере, связаны с системами управления базами данных. И главный из них — действительно ли реляционная модель окончательно утратила свою актуальность? Аргументы в пользу нереляционных моделей на основе столбцов продолжают прибывать, особенно это касается приложений, существенно ориентированных на XML. И хотя лучшие в своем классе СУБД прекрасно служат в качестве основы для хранилищ данных, поддержки сложных запросов или управления информацией нетабличной природы, зачастую это обусловлено тем, что их создатели все дальше отходят от простых структур данных, представленных в третьей нормальной форме. Нет серьезных причин считать, что эволюция реляционных систем вот-вот закончится; так что реляционные СУБД по-прежнему сохранят за собой доминирующее положение на рынке.
Но это касается СУБД, относящихся к системам старшего класса. А что на другом конце спектра? Простые базы данных прекрасно справляются со своими обязанностями во множестве более мелких приложений интерактивной обработки транзакций. Действительно, из MySQL, Ingres, а также ряда свободно распространяемых систем можно выбрать приемлемое решение. Хорошим решением является четырехкомпонентная структура: СУБД + аналитический механизм + операционная система + инфраструктура управления сетью. Впрочем, есть немало других разумных альтернатив.
Архитектура системы электронной почты. Сегодня эта тема способна вызвать только раздражение. Для большинства компаний электронная почта ассоциируется с огромными расходами. Каждый из сотрудников так или иначе тратит на электронную переписку по несколько часов в день, не переставая, впрочем, сетовать на это. Заниматься администрированием электронной почты не пожелаешь и врагу. От производителей помощи мало — Microsoft обещает в ближайшее десятилетие предложить какие-то разумные решения, но пока о возможной дате их появления даже речи не идет.
А что, если решиться на радикальный шаг? Электронная почта — это постоянная обработка потока сообщений, причем создающая весьма серьезную угрозу информационной безопасности, и, как ни прискорбно, современные СУБД мало подходят для использования в качестве основы для такой обработки. Между тем именно этот вид обработки могут прекрасно выполнять специализированные сетевые приставки, а не компьютеры общего назначения. Впрочем, не стоит ограничиваться использованием таких устройств; стоит задуматься всерьез и об аутсорсинге систем электронной почты.
Настало время заняться и планированием в сфере архивирования электронной почты. Власти хотят, чтобы вы хранили огромное количество электронной почты, а юристы — чтобы вы ее побыстрее уничтожали. В то же время в электронной почте скрыта огромная часть знаний, которыми располагает предприятие, и технология архивирования предлагает самый эффективный способ иметь их под рукой.
Архитектура системы безопасности. Здесь царит настоящий хаос. Выделенные сетевые приставки с функциями обеспечения безопасности (которые прекрасно себя оправдывают), централизованное управление защитой (его пользу принято подвергать сомнению) и универсальные системы управления сетевыми операциями взаимодействуют друг с другом далеко не так, как должны. Между тем, активное использование сотрудниками предприятий беспроводных сетей и их работа в Internet еще больше ослабляют с таким трудом возведенный защитный периметр.
Вы не в состоянии все это исправить, но вы можете и должны сделать хотя бы следующее. Разделите свою сеть на концептуальные фрагменты, затем оперативно обеспечьте максимально надежную защиту критически важных частей. Специализированные системы предотвращения вторжений, сетевые экраны, разделяющие сети на сегменты, новомодные устройства защиты уровня приложений и т. д. — с помощью этих технологий невозможно защитить всю сеть, но обеспечить безопасность основных информационных ресурсов они вполне способны.
Следовало бы вспомнить еще ряд серьезных проблем, особенно те, что связаны с аутсорсингом. Но, по случаю праздников, закончу свое повествование на оптимистической ноте.
Технология взаимодействия с клиентами. Свою работу в этом направлении каждое предприятие должна переосмысливать каждый год. Технологии управления отношениями с клиентами становятся все совершеннее, и она практически сразу же сказывается на доходах. Поэтому бегите (а не идите) к руководителям отделов маркетинга и просите их составить список своих требований, касающихся ИТ. Вполне возможно, вы сможете дать им многое из того, что они хотели бы получить.