Один из самых важных сегодня вопросов в отрасли ИТ состоит в том, удастся ли перенести мощь горизонтальной модели в корпоративные ИТ-службы и когда это произойдет
В 60-х и 70-х годах наиболее известные ИТ-производители наподобие IBM, Burroughs, Sperry и NCR были компаниями с ярко выраженной вертикальной интеграцией. Они выпускали компьютеры, разрабатывали программы, продавали и обслуживали информационные системы собственного производства. Подобная изолированная от остального мира модель способствовала процветанию отрасли ИТ и превращению ее в гигантский глобальный бизнес.
Дэвид Мошелла — научный директор CSC Research and Advisory Services, подразделения корпорации Computer Sciences. Электронную почту ему можно направлять по адресу dmoschella@earthlink.net |
Но в 80-е годы все более широкое распространение начала получать специализация. Каждый из поставщиков сконцентрировал свои усилия в конкретном секторе развивающейся отрасли: корпорация Intel занялась разработкой микропроцессоров, Compaq Computer — производством персональных компьютеров, Microsoft — созданием программного обеспечения, Cisco Systems — сетевыми технологиями, Seagate Technology — устройствами хранения данных. В бизнесе ИТ господство завоевала новая, горизонтальная модель, а компании, выпускавшие вертикально интегрированные системы, стали увядать.
В эпоху 90-х годов горизонтальная модель покорила телекоммуникационную индустрию. Мощные компании с вертикальной интеграцией остались лишь в воспоминаниях. Ярким примером этой тенденции является раскол корпорации AT&T, наследники которой поделили между собой отдельные сектора телекоммуникационного бизнеса — производство оборудования, а также предоставление услуг местной, удаленной и беспроводной связи. Сегодняшняя AT&T — лишь бледная тень былого гиганта, а в конечном итоге осколки былой империи вообще могут уйти в небытие.
Как в области производства компьютеров, так и в телекоммуникационной сфере образовавшиеся горизонтальные структуры сумели доказать свою эффективность и способность к внедрению инноваций в условиях обострившейся конкуренции в экономике.
Маловероятно, что при сохранении старых, вертикально интегрированных структур мы стали бы свидетелями тех чудес, которые сегодня наблюдаем в ходе стремительного развития персональных компьютеров, World Wide Web и мобильных решений.
Впрочем, схватка еще не закончена: довольно значительной части отрасли ИТ по-прежнему присущи многие черты, характерные для эры вертикальной интеграции. К этой части в первую очередь относятся корпоративные информационные службы. Они, как и раньше, активно занимаются построением систем, написанием программ, развертыванием сетей и предоставлением необходимых услуг техподдержки.
Во многих случаях клиентам приходится бороться с доставшимися им в наследство недостатками горизонтальной модели специализации поставщиков. В мире сегодня предлагается масса хороших продуктов и услуг, но пользователи не в состоянии избавиться от бремени интеграции. К сожалению, сочетание унаследованного кода и чрезмерной сложности большинства информационных сред превращает современные ИТ-службы в наименее эффективный сектор отрасли ИТ. Многие организации погрязли в необходимой, но не приносящей практически никаких доходов работе.
Один из самых важных на сегодняшний день вопросов в отрасли ИТ состоит в том, удастся ли перенести мощь горизонтальной модели в корпоративные ИТ-службы и когда это произойдет. Безусловно, определенные сдвиги в данном направлении уже есть. Аренда приложений, предоставление ИТ-ресурсов по принципу коммунальных услуг, поставка программ в качестве услуги, Web-сервисы, аутсорсинг и использование общедоступной инфраструктуры Internet — все это примеры выполнения специализированными компаниями работ, которые прежде выполнялись внутри предприятий.
Но по сравнению с ИТ-производителями темпы изменений здесь не столь велики. Революционных перемен, сопоставимых по своей значимости с созданием корпорацией IBM персонального компьютера или с либерализацией телекоммуникационной отрасли, пока не видно. И трудно представить, что нечто сопоставимое по масштабам здесь действительно произойдет.
Более того, недавно стала прослеживаться и обратная тенденция. Руководители ряда компаний, уставшие от борьбы с чрезмерно усложняющимися технологиями, пришли к выводу, что все работы, связанные с ИТ, выгоднее выполнять своими силами. Но пока у корпоративных клиентов не появится возможность приобретать, использовать и интегрировать ИТ так же эффективно, как это делают производители при их создании, сообщество пользователей по-прежнему будет испытывать разочарование от большей части ИТ-решений. И это самая серьезная из проблем, стоящих сегодня перед отраслью ИТ.
ИТ-службы все более активно перемещаются за океан
По данным компании Gartner, к 2007 году затраты на офшорные ИТ-службы вырастут более чем вдвое и составят 50 млрд. долл.
Отсутствие инвестиционной активности в корпоративном ИТ-секторе означает, что в компаниях ищут новые способы приобретения программного обеспечения и услуг, полагают аналитики Gartner.
В этих поисках они прежде всего обращаются к офшорным ИТ-услугам, на долю которых приходится только 18 млрд. долл. Это меньше 3% мирового рынка услуг (его объем 606 млрд. долл., но в 2007 году этот показатель составит уже 7%, или 50 млрд. долл, а общий объем рынка услуг, по прогнозам, достигнет 728 млрд. долл.
В то же время, несмотря на сильное влияние, которое офшорные ИТ-услуги оказывают и будут оказывать еще долгое время, они составляют лишь небольшую часть мирового рынка ИТ-услуг.
Большинство сервисов будут предоставляться «традиционным», по выражению специалистов Gartner, образом.
Тем не менее компаниям, которые собираются прибегать к ИТ-услугам и рассматривают вопрос о том, как и когда использовать глобальные ресурсы ИТ-служб, придется исходить из большего числа вариантов и принимать во внимание значительно больше соображений.
Глобальными ИТ-службами пользуются многие крупные международные корпорации, например торговая сеть VF, специализирующаяся на продаже готового платья, в арсенале которой такие торговые марки, как Lee, Tommy Hilfiger и The North Face. Здесь отмечают главное преимущество офшорных ИТ-служб, которое состоит в экономии за счет различия уровней оплаты труда в США и в странах, предоставляющих такие услуги.
В числе других преимуществ — круглосуточная готовность, которая достигается за счет разницы во времени, и широкий спектр услуг.
К недостаткам относятся культурный и языковой барьер, а также сокращение числа рабочих мест «дома» по мере того, как решение все большего числа задач перемещается за океан.
Специалисты Gartner также предупреждают, что в дискуссиях по поводу офшорных услуг много моментов, которые обычно называют политическими, и, определяя стратегию в этом вопросе, необходимо четко разделять мифы и реальность.
Дженифер Мирс