Уральские заказчики положительно оценивают перспективы средств бизнес-интеллекта
В декабре уральские ИТ-ди?ректора, входящие в Совет архитекторов информационных систем, вслед за столичными коллегами провели семинар по проблемам Business Intelligence. Этот Совет, образованный весной 2003 года, объединяет около полусотни ИТ-руководителей уральских предприятий различных отраслей и госструктур (в том числе — «Уралэлектромеди», Уральского турбинного завода, «Уралсвязьинформа», аэропорта «Кольцово», Министерства Свердловской области по налогам и сборам). Заседания проходят раз в квартал. Тематика совещаний формируется по результатам опроса участников: от обсуждения методологии Project Management до технических проблем ИТ-инфраструктуры.
В качестве примера рассматривалась готовящаяся к выпуску версия Microsoft SQL Server, известная под кодовым названием Yukon, которая будет отличаться от версии 2000 года как раз расширенными возможностями в области бизнес-аналитики. Некоторые руководители ИТ-подразделений заявили, что давно трудятся над решениями такого плана для своих топ-менеджеров, однако только сейчас узнали, что их разработки можно «по западному» назвать Business Intelligence. Этот термин появился на Западе еще в начале 90-х годов для обозначения программных средств, с помощью которых можно было оперативно контролировать объем продаж, прибыль, убытки. По мере того как стали внедряться приложения категорий ERP, CRM и т. п., подобные специализированные решения оказались ненужными. Но сейчас термин BI обретает новый оттенок.
ERP-система содержит блок бизнес-аналитики и позволяет контролировать использование производственных мощностей, денежные и товарные потоки. Однако высшему руководству предприятия нужен ИТ-инструментарий, максимально простой в использовании, с помощью которого можно было бы в интерактивном режиме отследить самую общую динамику бизнеса, выяснить болевые точки.
Очевидно, что оперативный мониторинг работы компании возможен лишь в том случае, если все ключевые бизнес-процессы связаны единой автоматизированной системой. Однако среди уральских предприятий пока очень немногие решились на подобный шаг. Завершенных проектов фактически нет. Пока для тех, кто ведет внедрение «тяжелой» системы, низовые звенья зачастую остаются «за бортом». Можно ли в таких условиях говорить о прозрачности бизнеса? А где прозрачности нет, там и перспективы BI не близки.
По мнению многих ИТ-руководителей, до сих пор руководство промышленных предприятий просто не заинтересовано в том, чтобы сделать свой бизнес прозрачным. В большей степени готовы и способны к этому финансовая и торговая сферы. Здесь острая конкуренция подстегивает к тому, чтобы на автоматизацию выделять значительную долю прибыли. Вероятнее всего, именно эти компании в первую очередь освоят BI.