Более десяти лет открытые системы боролись против мэйнфреймов, Unix — против Windows и вдруг оказалось, что эти перипетии в прошлом
Более десяти лет было прожито в условиях борьбы открытых систем против мэйнфреймов, Unix вместе с Linux против Windows и неожиданно вдруг оказалось, что все эти перипетии в прошлом. А настоящее и будущее совсем в другом. В том, что вначале проявилось в каких-то непонятных Web-сервисах, а потом трансформировалось в архитектуры, ориентированные на сервисы. Важнейшими этапами на пути в будущее стала эволюция клиент-серверной архитектуры и создание языка XML.
№ 3, 1996: Связываем мостами «островки» систем клиент-сервер
«Сегодня, когда архитектура клиент-сервер уже доказала свои преимущества в системах среднего размера, возникает более перспективная задача — обеспечение их согласованной работы в масштабе всей компании».
Совершенно справедливо сказано, действительно к 1996 году практичность решений на базе архитектуры клиент-сервер стала очевидной. Но совсем незадолго до этого, еще в 1993 году, можно было слышать следующее презрительное высказывание: «Ослепленные блеском и мишурой, многие организации соблазняются утопическими идеями открытых систем и клиент-сервера». Понять скептиков можно: с 50-х годов складывалось впечатление, что все, что нужно предприятию, может быть обеспечено мэйнфреймами и ничем другим. До начала 90-х положение последних было незыблемо, хотя уже в 80-е стали появляться небольшие компьютеры — серверы и ПК, которые могли решать те же самые задачи за меньшую стоимость. И, несмотря на упорное сопротивление приверженцев мэйнфреймов, на протяжении второй половины 90-х годов архитектура клиент-сервер оказалась одним из основных символов эволюции унаследованных систем. В отличие от развитых стран в России, по известным причинам, практически не осталось сколь-либо значительного числа систем, построенных на мэйнфреймах, здесь клиент-серверная архитектура скорее заменяла «самопальные» системы на ПК.
Архитектура клиент-сервер с годами совершенствовалась, сначала ее первая двухзвенная версия дополнилась трехзвенной, а затем и многозвенной, и совсем незаметно она сама превратилась в «унаследованную систему» по отношению к зарождающейся архитектуре, ориентированной на сервисы. В настоящее время мы вступаем в сложный период перехода на третью ступень зрелости корпоративных систем. На первой, где господствовали мэйн?фреймы, системы были централизованными, монолитными и закрытыми. С переходом на вторую ступень системы стали гомогенными и управляемыми. На третьей ступени системы станут более разнообразными и даже непредсказуемыми.
№ 3, 2000: XML — язык электронной коммерции
«Движение в защиту архитектуры глобального межотраслевого стандарта eXtensible Markup Language, предназначенного для использования в электронном бизнесе, набирает силу. В его рядах уже свыше 150 организаций, а также ассоциация OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards) и центр UN/CEFACT (Center for Trade Facilitation and E-business), созданный при Организации Объединенных Наций ...»
История XML начинается с языка SGML, придуманного Чарльзом Гольдфарбом. Занимаясь автомобильным спортом, Гольдфарб готовил легенды для участников автомобильных ралли, для чего придумал собственную оригинальную методику описания дистанции. Однажды такая легенда попала на глаза спортсменам, знакомым с программированием, и они обнаружили удивительное сходство языка легенд с языком программирования. В 1967 году Гольдфарб перешел на работу в IBM, где ему пришлось заниматься системой документооборота, хобби позволило ему избежать стереотипного подхода, и Гольдфарб смог предложить решение, которое стало предпосылкой к созданию языков разметки текстов. Он вместе с коллегами Эдом Мошером и Рэем Лурье создал новый тип языка, который в последующем развился в «язык разметки текстов».
Поначалу он назывался скромнее: «Язык описания текстов» (Text Description Language) и предназначался исключительно для юридических приложений. Однако в IBM, проявив прозорливость, решили развить инициативу исследователей, которая со временем трансформировалась в проект Integrated Textual Information Management Experiment (InTIME). Спустя несколько лет, в 1971 году, обновленный язык получил название Generalized Markup Language (GML).
Гольдфарб писал: «Если отделить описание документа от прикладных функций, то появляется возможность выделить атрибуты, общие для документов одного типа. Наличие средств описания типов (type description) позволяет обогатить систему обработки текстов новыми функциями. Используемый для этого язык обобщенной разметки помогает сохранить всю необходимую информацию о документе вне зависимости от того, как этот документ представлен и используется». Сегодня многие буквально дословно повторяют эту мысль, приписывая перечисленные качества исключительно XML.
В 1978 году Гольдфарб опубликовал руководство GML Markup Guide, где впервые фигурировал термин «спецификация документа» — Document Type Definition (DTD). Это руководство стало основополагающим в работе комитета по стандартизации ANSI SGML и нескольких групп в CERN. Именно с этого момента в работу над новым языком разметки включились сотни людей, что в последующем привело к появлению стандарта ISO 8879 и, соответственно, слова Standard (SGML) — в названии языка.
Стремление внедрить нечто похожее на SGML в Web возникло почти одновременно у нескольких людей, объединившихся в сообщество, названное Web SGML Activity. Наименование для нового языка предложил Джеймс Кларк. Создание черновой версии языка потребовало нескольких недель работы, и уже на ноябрьской конференции SGML?96 прозвучало первое сообщение, посвященное XML.
Не вырубишь пером
В арсенале «АйТи» появились новая компания и ее продукт Михаил Дубровский, № 3, 1995
Разработка и продвижение на рынок отечественных программ — занятие для романтиков, согласных на низкую финансовую отдачу от проекта сегодня и неопределенное завтра.
http://www.osp.ru/cw/1995/03/06.htm
Корабль дураков получил первую пробоину Михаил Дубровский, № 3, 1996
В самом начале этого года на компьютерном рынке случилось то, чего давно ждали. 9 января Госкомитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур вынес решение по делу о нарушении торговой компанией «Наис» статьи 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ней речь идет о «недопущении недобросовестной конкуренции... в том числе продаже товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности»). А теперь — перевод с юридического на русский: впервые после распада СССР фирма-поставщик компьютерных программ выиграла дело против компьютерных пиратов. Имя поставщика — «1С».
http://www.osp.ru/cw/1996/03/15.htm
Informix стремится к лидерству Пол Крил, № 3, 1997
Многие аналитики соглашаются с тем, что у Informix неплохие перспективы. В 1995 году годовой оборот компании составил 714 млн. долл., а оборот бизнеса баз данных компании в третьем квартале 1996 года вырос на 50%. Столь бурный рост, как считают руководители Informix, лишний раз подтверждает, что конкурентной борьбе с компанией Oracle суждено разгореться с новой силой.
«Моя мечта — увидеть Informix самой крупной в мире компанией, занимающейся базами данных», — сказал Фил Уайт, президент и исполнительный директор Informix.
http://www.osp.ru/cw/1997/03/17.htm
Sony представляет дискету на 200 Мбайт Майк Хоган, № 3, 1998
Компания Sony Electronics подготовила новый подключаемый к параллельному порту дисковод High Capacity Floppy Disk Drive (HiFD), который способен считывать и записывать информацию как на разработанные этой же компанией дискеты емкостью 200 Мбайт, так и на традиционные дискеты емкостью 1,44 Мбайт. <...>Вслед за этой моделью в начале следующего года для потребителей и производителей ПК будет выпущена внутренняя EIDE-версия.
http://www.osp.ru/cw/1998/39/14.htm
Office 97 как модель Вселенной Игорь Лукьяненко, № 3, 1999
Во всяком случае, по крайней мере одним свойством нашей Вселенной, а именно способностью непрерывно расширяться, Microsoft Office 97 обладает точно.
http://www.osp.ru/cw/1999/03/07.htm
Имени великого путешественника Эфраим Шварц, № 3, 2000
Небольшая, но загадочная компания Transmeta наконец представила свой таинственный процессор Crusoe. До сих пор о лежащих в его основе технологиях было мало что слышно, зато стал широко известен тот факт, что среди авторитетов компьютерной отрасли, стоящих за ним, — легендарный Линус Торвалдс.
http://www.osp.ru/cw/2000/03/001.htm
Неизвестная жизнь «собачки» Бруно Гуиссани, № 3, 2001
Точная дата рождения электронной почты неизвестна. Специалисты по истории высоких технологий относят ее примерно к концу 1971 года, когда 30-летний американский компьютерный инженер Рэй Томлинсон сделал нечто, что сам затем назвал «быстрым захватом» (quick hack). На самом деле ему удалось послать первое в истории электронное сообщение на адрес (принадлежащий ему же), зарегистрированный на другом компьютере.
...поиски истоков символа @, «канонизированного» в 90-х годах ХХ столетия, уводят нас по меньшей мере в XV век, а возможно, еще дальше, хотя лингвисты и палеографы до сих пор расходятся во мнениях по этому вопросу.
Среди названий «собачки» самое примечательное — финское слово miukumauku, возможно, напоминающее свернувшуюся калачиком спящую кошку.
http://www.osp.ru/cw/2001/03/020_0.htm
Билл Гейтс призывает подумать о безопасности Рик Перейра, № 3, 2002
Билл Гейтс стал весьма серьезно относиться к вопросам информационной безопасности. Председатель совета директоров Microsoft и директор по архитектуре программного обеспечения обратился к 49 тыс. сотрудникам корпорации с требованием сделать одним из основных приоритетов создание «надежных вычислительных систем
http://www.osp.ru/cw/2002/03/010_1.htm
«OS/2 жива!» № 3, 2003
Как утверждают в IBM, слухи о «смерти» операционной системы OS/2, разошедшиеся после публикации списка исключенных из нее производителем компонентов, являются преувеличением. Список из 263 позиций, размещенный на сайте IBM, некоторые восприняли как свидетельство прекращения разработки и поддержки операционной системы. Однако в IBM утверждают, что OS/2 жива — корпорация продолжит продавать и поддерживать ее столь долго, сколько этого пожелают клиенты.
http://www.osp.ru/cw/2003/03/000_43.htm
Рассказы старого взломщика № 3, 2004
Легендарный хакер Кевин Митник пишет свою вторую книгу под рабочим названием «Искусство взлома». Первая, «Искусство обмана», была посвящена так называемому «социальному инжинирингу» — методикам выуживания паролей из пользователей и системных администраторов обманным путем. Новое творение Митника, по его словам, будет рассказывать «правдивые истории самых смачных операций взлома». Материал для книги автор решил собрать через Internet, для чего на принадлежащем ему сайте он разместил следующее объявление: «Призываю всех нынешних и бывших хакеров рассказывать о своих самых наглых атаках». За «наиболее вызывающую историю» Митник обещает награду в 500 долл.