К 2008 году 80% решений в области управления ИТ будут приниматься на уровне высшего руководства предприятия как часть стратегии управления бизнес-ресурсами
Извлечение максимального эффекта из вложений в современные ИТ — актуальная задача для любого предприятия, желающего обрести те или иные конкурентные преимущества. Задача эта включает две составляющие: как обеспечить положительный результат и как его измерить. Оба вопроса подразумевают массу вариантов ответов, но ни один из них не решает проблему полностью. Поэтому столь привлекательной становится для ИТ-менеджеров возможность рассмотрения положительного опыта тех, кто желает этим опытом поделиться. К мероприятиям, которые ставят своей целью помочь в этом, можно отнести конференцию «Бизнес со знаком плюс. Как оценить и повысить эффективность инвестиций в ИТ», проведенную компанией ONconference.
Сергей Македонский, в недавнем прошлом управляющий партнер Market-Visio/EDC, а теперь директор по ИТ-консалтингу компании «Коминфо Консалтинг», в своем докладе обратил внимание на растущее значение ИТ-аутсорсинга. По мнению аналитиков Gartner, к 2008 году 80% решений в области управления ИТ будут приниматься на уровне высшего руководства предприятия как часть стратегии управления бизнес-ресурсами.
Вопрос количественной оценки эффективности ИТ-инвестиций затронула Мария Сергиенко, менеджер департамента продуктовых решений Microsoft Business Solutions. Со ссылкой на данные iOne, она отметила, что только четверть опрошенных заявляют об использовании количественных показателей для решения этой задачи, причем в основном показатели эти фиксируются с помощью инструментов, являющихся их собственной разработкой. Остальные респонденты ссылались на качественные оценки. (Интересно, что результаты блиц-опроса участников конференции показали иную картину: подавляющее большинство подтвердило свою уверенность в возможности использования количественных методик.)
Как отметил Андрей Зотов, вице-президент по стратегии группы компаний Verysell, эффективность применения ИТ служит, по существу, одной из мер рыночной стоимости компании. Даже простая линейная оценка стоимости предприятия, определяемая как сумма его активов, существенным образом зависит от того, насколько хорошо развиты на нем нематериальные активы, которые зачастую почти на 100% поддерживаются информационной системой предприятия. Иногда бизнес становится намного ценнее от самого факта наличия инструментов управления информационными ресурсами.
Проблему оценки эффективности в ИТ-проектах с длительным жизненным циклом рассмотрели Владимир Кокушкин, директор управления информационно-аналитических систем и технологий «Атом?стройэкспорта», и Владислав Шершульский, директор по развитию бизнеса Epam Systems. Эта задача существенно усложняется при создании информационных систем в дорогостоящих инвестиционных проектах со сроком жизни более полувека. В частности, для длительных проектов важно учесть, что затраты и расходы, поступающие в разные периоды времени, имеют для инвестора разную цену. Таким образом, необходимо корректировать денежные потоки будущих периодов с использованием подходящей нормы дисконтирования. При проектировании архитектуры информационной системы столь масштабного проекта необходимо учитывать, например радикальное снижение числа связей подсистем при использовании идеологии интеграции приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI) и портальной инфраструктуры (EIP).
Эффективности проектов средних масштабов коснулись Андрей Капранов, директор департамента по работе с компаниями потребительского рынка кондитерской фабрики «Русский шоколад», и Олег Урютин, ИТ-директор фабрики. Они отметили, что управленцы, «выросшие» в их бизнесе, постепенно остаются в прошлом. Им на смену приходят молодые люди с хорошим образованием, которым для эффективной работы требуются правильно организованные и своевременно сформированные отчеты. Для решения элементарных проблем управления и учета на фабрике требовалось внедрение управленческой системы. Среди задач, которые предполагалось решить, была постановка процесса планирования, который, как это ни удивительно, по словам Урютина, на предприятии почти полностью отсутствовал (это объяснялось повышенным спросом на продукцию предприятия, когда в буквальном смысле слова клиенты хотели закупить больше шоколада, чем могла произвести фабрика). Другой проблемой являлся неконтролируемый объем производственных запасов. Готовый шоколад имеет определенный срок хранения, который необходимо учитывать при отправке части продукции на склад в нерасфасованном виде. Проект еще не завершен, но первые успехи внушают оптимизм. Транспортные затраты сократились на 85%, а производственные запасы — на 15,5%.
О том, как на практике обеспечивается эффективность ИТ-проектов, рассказал Игорь Рыженко, директор по ИТ компании Wimm-Bill-Dann. На этапе подготовки проекта осуществляется его экономическое обоснование службами, отделенными от информационной службы предприятия. В соответствии с разъяснениями сотрудников ИТ-подразделения они выполняют необходимые расчеты, включая расчеты, связанные с рисками. Что касается оценки результатов, то на предприятии имеется следующая практика. Все ИТ-проекты рассматриваются как бизнес-проекты; у них есть представленный конкретным ответственным лицом внутренний заказчик, который не только аргументирует необходимость данного проекта для бизнеса, но и формулирует, на какие показатели и как именно он должен повлиять. Он же отслеживает эти показатели в ходе реализации проекта и несет ответственность за результат.
Структура и динамика ИТ-рынка
Между тем сегодня более 60% ИТ-расходов отечественных предприятий приходится на приобретение аппаратных и программных продуктов. При этом годовой темп прироста рынка профессиональных услуг (обучение, консалтинг и т. д.) составляет около 36%, вдвое превышая темпы роста ИТ-рынка в целом. В то же время темпы роста рынка услуг по поддержке меньше — 26%. Таким образом, рынок уверенно движется в направлении приобретения услуг с максимальной добавленной стоимостью. Несколько иная ситуация за рубежом. В складывающихся условиях, по мнению аналитиков, у ИТ-директора есть только две возможности: «закопаться в железках» и в конце концов быть вытесненным подрядом либо, напротив, подняться до уровня бизнеса, постаравшись понять связь между компонентами инфраструктуры и ИТ-услугами, действительно значимыми для бизнеса, и стать жизненно необходимыми