ИТ-менеджерам в предстоящем году необходимо серьезно пересмотреть роль, которую они играют в своих компаниях
Сделайте переоценку своей роли, постарайтесь принять перемены и разработайте план обеспечения непрерывности бизнеса своей компании. Именно так аналитики Gartner советуют встретить наступающий год ИТ-менеджерам.
В ходе обсуждения за круглым столом, проходившим в Лондоне, аналитики Gartner пришли к выводу о том, что 2005 год будет наполнен переменами, и составили перечень «обязательных» рекомендаций, которые должны помочь ИТ-директорам лучше ориентироваться в набегающих волнах ИТ.
Оживление экономики порождают у бизнеса спрос на ИТ, но, несмотря на это, профессионалам пора пересмотреть привычные взгляды и постараться доказать, что и в бизнесе они способны сыграть не менее значимую роль, чем в технологиях.
Все это означает, что ИТ-специалистам нужно уделять больше внимания деловой стороне операций и принимать технические решения, соответствующие общей стратегии и финансовым целям компаний.
Используемая ими технология в ближайшие несколько лет вряд ли претерпит серьезные изменения, а вот пути ее продвижения изменятся наверняка.
«Руководители ИТ-служб должны сместить акценты от простого управления технологией и контроля ее функционирования в сторону управления информацией делового характера, бизнес-процессами и отношениями», — пояснил Джон Маони, возглавляющий в Gartner отдел управления информационными технологиями в Европе.
Рекомендации Gartner прозвучали именно в тот момент, когда наметилась тенденция к увеличению доли бюджета, выделяемого на аутсорсинг, и сокращению внутреннего штата ИТ-служб.
По прогнозам Gartner, в 2008 году штат большинства ИТ-служб уменьшится по сравнению с сегодняшним примерно в два раза.
С учетом всего этого ИТ-менеджерам в предстоящем году необходимо серьезно пересмотреть ту роль, которую они играют сегодня в своей области. Они должны решить, в каком направлении двигаться дальше: выполнять обязанности менеджера по технологиям или бизнес-менеджера с глубоким знанием ИТ.
«Сегодня ИТ-службы стоят на перепутье, — подчеркнул Маони. — А поскольку ИТ-профессионалы со знанием вопросов бизнеса встречаются гораздо реже, ожидается, что спрос на них будет расти».
Новости подобного рода довольно неприятны для многих сотрудников ИТ-служб, но они показывают, насколько важно для компании максимально быстро адаптироваться к изменениям в бизнесе.
Унаследованные системы и устаревшие представления о роли ИТ-персонала, изолированного от принятия бизнес-решений, по мнению руководителей, в значительной степени ограничивают гибкость бизнеса.
Сложность технологий — еще одно препятствие на пути к быстрой смене направления развития компаний. В Gartner полагают, что упрощение информационных систем должно стоять в верхней части списка приоритетов ИТ-директора.
В новом году компании по-прежнему будут расширять спектр поставщиков. Дело в том, что бизнесу нужны специализированные решения, которые могли бы удовлетворить потребности и вписаться в рамки отведенного бюджета. Но при этом надо соблюдать определенные правила.
«Мы посоветовали бы не выбирать лучшие в своем классе решения, если только они не критичны для вашего бизнеса, — заметил Маони. — Достаточно того, что является приемлемым».
В 2005 году аутсорсингу будет отводиться весьма заметная роль. Это упростит выполнение внутренних операций, но сотрудникам информационной службы труднее будет доказать свою значимость.
Что делать в новом году?
Для того чтобы помочь работникам сферы высоких технологий разрешить все эти вопросы, компания Gartner опубликовала десять основных рекомендаций ИТ-директору, которые в 2005 году следует считать «обязательными для исполнения».
Разработайте планы с учетом альтернативных сценариев развития бизнеса своей компании.
Определите, в каком направлении двигаться дальше, — выполнять обязанности менеджера по технологиям или бизнес-менеджера со знанием ИТ, — и сконцентрируйте усилия на подготовке в нужном направлении.
Используйте необходимость выполнения требований нормативных документов для получения инвестиций в связанные с этими документами стратегические области.
Сформируйте внутреннюю информационную среду для персонала ИТ-отдела и попытайтесь установить внешние связи с общественностью.
«Своевременное выполнение задач в рамках отведенного бюджета» — ключевой индикатор эффективности работы сотрудников ИТ-отдела, основное требование, предъявляемое к ним. Кроме того, необходимо определить и другие параметры эффективности.
Приобретайте практический опыт работы с новыми ключевыми технологиями.
Боритесь со сложностью информационных систем.
Переводите проработку бизнес-процессов на уровень управления, в первую очередь определяя процессы и лишь затем выбирая приложения.
Поддерживайте связь с директором по персоналу и вырабатывайте совместно с ним стратегию изменения кадровой политики в отношении ИТ-персонала.
Критически оценивайте возможности ИТ-отдела.