Современные художники демонстрируют виртуозное владение ИТ
Компьютер давно стал рядовым инструментом для музыкантов, дизайнеров, модельеров и художников. Участники Art Digital 2004 продемонстрировали, что он может быть не только инструментом, но и составной частью или главным элементом произведения. Фестиваль проходит уже во второй раз и в этом году включен в программу Первой международной Московской биеннале современного искусства в рамках параллельных программ. Заручившись поддержкой спонсоров в лице компаний «Формоза» и «Легион», организаторы Art Digital 2004 отобрали для демонстрации в центре современного искусства М?АРС более двух десятков произведений российских и зарубежных мастеров, черпающих свое вдохновение в информационных технологиях.
Увиденное на фестивале вызывает противоречивые ощущения, но равнодушным не оставляет. Значительная часть работ представляет собой видео?арт, и их описать достаточно сложно. Например, в видеоинсталляции «Deisis/Антропология» Константина Худякова на трехмерный экран в виде увеличенной скульптурной головы Адама проецируются обработанные на компь?ютере лики святых христианской веры. На единственной странице сайта Максима Караулова располо?жены два квадрата: красный и черный. Любой посетитель сайта может их перемещать, поворачивать и изменять их размер. Все изменения, выполненные посетителем, показывают по сети «зрителям». Как считает автор, эта абстракция демонстрирует все, на что способна глобальная сеть — интерактивность, анонимность, скорость и глобальность. Американец Роберт Арнольд создал свою «авиаэлегию» в виде компьютерного вируса. Попав на компьютер, «авиаэлегия» начинает открывать многочисленные окошки Internet-браузера, в каждом из которых парит одинокая птица. Перемещающиеся окошки трудно поймать, а вместо закрытых появляются новые. Процесс, по замыслу, должен заставить зрителя понять, что все мы пленники: птицы в их окошках, окошки в рамках экрана, мы — в рамках условностей.
Отдельного упоминания заслуживает MEART — интерактивный киборг-инсталляция. Творческий коллектив из Австралии, США и Болгарии называет также свое создание метахудожником. Согласно пояснениям авторов, MEART состоит из четырех частей: «мозга» (нейрокультуры на мультиэлектронной подложке), находящегося в лаборатории технологического института штата Джорджия; «глаз»-видеокамер, которые могут находиться в любом месте; «рук» (роботизированного рисующего устройства), которые располагаются в месте проведения демонстрации; и ПК с программным обеспечением, посредством которого осуществляется межкомпонентная коммуникация через Internet. В Москве MEART «исследует» репродукцию «Черного квадрата» Казимира Малевича. Результаты анализа отображаются на ватмане, по которому пневматический пантограф перемещает цветные фломастеры. Как считают авторы проекта, ценен не только процесс «исследования возможности преобразования увиденных образов в графические символы», но и сам MEART. Биокибер непрерывно обучается и познает окружающий мир. Проект MEART характеризуется как самостоятельное произведение искусства, которое способно анализировать другие объекты, имеет «индивидуальные поведенческие особенности», а его творения лежат вне культурных понятий живых существ. И еще MEART должен заставить нас задуматься, «что есть живое, а что неживое».