Инициативы Министерства информационных технологий и связи ликвидируют рынок IP-телефонии
Виталий Слизень: «Хотите заниматься оказанием услуг связи с использованием IP-сети и сети общего пользования — пожалуйста.» |
В недрах Министерства информацион?н?ых техно?логий и связи РФ продолжается разработка подзаконных актов к закону «О связи». В ближайшее время председателем правительства должно быть подписано постановление, содержащее перечень наименований лицензируемых услуг связи. Оно разделит их на 20 категорий, которые будут включаться в операторские лицензии. В соответствии с законом любая деятельность по предоставлению услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
Новое постановление существенно изменит правовое положение альтернативных «карточных» операторов IP-телефонии, которые предоставляют услуги междугородной и международной телефонной связи, пропуская голосовой трафик абонентов в сжатом виде по каналам Internet. Их деятельность осуществляется в рамках лицензии на предоставление услуг телематических служб. Теперь же IP-телефония выделяется как самостоятельная категория, которая на канцелярском языке называется «Услуги связи сети передачи данных по передаче голосовой информации».
Загвоздка заключается в том, что под эту лицензию попадут только те услуги голосовой связи, которые предоставляются между IP-адресуемыми устройствами. Как пояснил директор Департамента государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень, ограничений на номенклатуру таких устройств не существует. Это может быть персональный компьютер, IP-телефон или даже телевизор с IP-модулем.
Но если оператор осуществляет связь между абонентами традиционной телефонной сети (самый массовый на сегодняшний день вид услуг), используя Internet в транзитных целях, как это и происходит в большинстве случаев, то ему потребуется обзавестись уже другой лицензией — на услуги зоновой, междугородной или международной телефонной связи.
Пакет документов, ставящих целью демонополизацию рынка дальней связи, подготовленный министерством, вводит упрощенный порядок получения таких лицензий. Тем не менее лицензиат должен выполнить ряд довольно жестких условий — обеспечить в каждом федеральном округе наличие собственных узлов связи, монтированная емкость которых должна быть достаточной для пропуска не менее 25% объема трафика данного округа. Очевидно, что выполнить такие требования мелким альтернативным операторам будет не под силу, и для продолжения собственной деятельности им придется заключить агентское соглашение с крупным оператором связи.
Новые правила лицензирования — не единственное препятствие, которое стоит на пути ставшей привычной многим «карточной телефонии». Ряд положений «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», которые также будут скоро введены в действие, превращают соответствующий бизнес в практически бессмысленное занятие. Даже если абонент и воспользовался IP-шлюзом альтернативного оператора, правила предписывают ему перенаправить звонок через транзитный узел традиционной «междугородки» в том же субъекте федерации, из которого был осуществлен вызов, ставя под запрет обход сетей междугородных операторов.
Не исключено, что со временем нынешние положения будут смягчены. Еще в середине декабря Федеральная антимонопольная служба объявила о завершении согласования новых правил в ведомстве только на том условии, что они будут действовать до 31 декабря 2005 года. После этого в силу должен вступить их обновленный вариант, в котором, скорее всего, будет отменено условие по количеству транзитных узлов для признания сети междугородной, а также устранены требования принудительного пропуска трафика по каналам операторов дальней связи. Однако тысячи альтернативных оператов могут попросту этого не дождаться и разориться в первые же месяцы после вступления новых правил в законную силу. Другой вариант — уход в тень и действие вне рамок правового поля.