«Открытые системы»
Последнее время пользователи Lotus Notes имели повод для определенного беспокойства. С началом активной разработки в корпорации IBM новой Java-платформы для организации совместной работы, которая получила название Workplace, судьба клиент-серверной среды Notes/Domino, казалось, не внушала большого оптимизма

Ежегодная конференция Lotusphere 2005, прошедшая в конце января во Флориде, была призвана развеять сомнения относительно перспектив Lotus Notes. Система продолжит свое развитие в тесной интеграции с Workplace, трансформируясь из приложения автоматизации групповой работы в базовый клиентский компонент новой, «сетецентричной» модели электронного сотрудничества. В ней возможности рабочего места перестают быть привязанными к конкретному ПК, и становятся доступны пользователю с любой платформы.

На открытии конференции генеральный менеджер IBM Lotus Software Амбуй Гойял заметил, что два года назад, когда он только пришел в Lotus, стратегия развития этого семейства продуктов сравнивалась с двухполосным шоссе. На одной из полос находилась система «нынешнего поколения» Lotus Notes. Но «поколение будущего» — Workplace — двигалось по другой полосе.

«Мне это очень не понравилось. Сегодня нет разных полос, но есть одна цель», — сказал Гойял. На пути к ее достижению Notes отводится роль интегральной части Workplace.

Седьмая версия

В «здоровье и процветании» Lotus Notes участников конференции должны были убедить цифры. По словам Гойяла, за прошедший год объемы бизнеса IBM, связанного с Lotus Notes, удвоились, и в 2004 году около 1,5 тыс. пользователей перешли на эту систему с конкурирующих платформ (не трудно догадаться, кто, в первую очередь, имеется в виду). Следует учитывать и то, что Lotus Notes — не просто система электронной почты или решение, с выпуском которого в компьютерном лексиконе появился термин groupware, то есть ПО для групповой работы. Lotus Notes — ядро множества разработок партнеров IBM для автоматизации корпоративного документооборота, управления потоками задач, дистанционного обучения и других аспектов «электронного» сотрудничества. Кстати, традиционные московские форумы по Lotus — это, прежде всего, смотр партнерских решений. Поэтому перспективы данной системы хорошо иллюстрирует и то, что на нынешней Lotusphere в Орландо число представителей бизнес-партнеров IBM по решениям Lotus выросло на 40% по сравнению с прошлогодней конференцией. Всего же на форум собралось около 5 тыс. человек.

Но наиболее весомым аргументом, по замыслу организаторов, должно было стать представление новой, седьмой версии Notes/Domino, начало коммерческих поставок которой планируется нынешним летом. Среди наиболее значительных нововведений этой версии — инструментарий, позволяющий разработчикам автоматически конвертировать приложения на базе Notes в Web-сервисы. Тем самым решается проблема включения в сервис-ориентированные корпоративные среды нового поколения уже существующих решений по организации совместной работы. Новая версия обещает повысить производительность и масштабируемость системы, увеличив на 70% число пользователей, которые могут поддерживаться без расширения аппаратной платформы. Из перспективной для IBM области «автономного компьютинга» — реализованное в седьмой версии средство Domino Domain Monitoring. Оно позволит консолидировать информацию о поведении распределенных в сети серверных компонентов системы, анализировать ее в реальном времени и, в определенных ситуациях, автоматически находить способы разрешения или предотвращения проблем. Кроме того, Notes/Domino 7 переведет среду совместной работы на солидную платформу DB2 Universal Database. В IBM, таким образом, следуют заявленной стратегии тесной интеграции своих программных семейств как необходимого фундамента для создания программной инфраструктуры бизнеса «по требованию».

Наконец, ключевые слова для прояснения перспектив Lotus Notes были сказаны на конференции по поводу интеграции этого решения с технологией Workplace Client Technology. Эта система, представленная IBM в 2005 году, реализует новую идеологию управляемого сервером, «богатого возможностями» клиента (rich client), который объединяет в себе достоинства «тонких» клиентов на основе браузеров с функциональной насыщенностью традиционных клиентских мест. Работая с Workplace Client Technology, пользователь получает доступ к своим приложениям и данным с рабочего места любого типа, включая мобильные устройства. Начиная с седьмой версии, возможности Workplace Client Technology интегрируются с клиентским компонентом Lotus Notes. Конечная цель — открыть пользователям Notes доступ ко всем приложениям на платформе Workplace без необходимости в сложных модернизациях рабочих мест. Таким образом, снимается вопрос о миграции с Notes в новую среду совместной работы — для пользователей этого продукта такой переход произойдет путем эволюционного расширения возможностей традиционной платформы Notes/Domino.

Место встречи

Обычно рабочий день проходит в постоянном взаимодействии с коллегами. Lotus всегда специализировалась на приложениях для повышения эффективности такого взаимодействия. Однако постепенно в компании пришли к пониманию, что обилие разных продуктов — почта, интерактивные конференции, автоматизация совместной работы над задачами, инструменты дистанционного обучения и т. д. — не только предлагает богатую функциональность, но и усложняет жизнь пользователям разнородностью и разобщенностью систем, да и просто переизбытком названий. В IBM начали разработку интегрированной платформы на базе открытых стандартов J2EE и Eclipse, которая обеспечит единую точку доступа ко всем приложениям совместной работы через портал, и в дальнейшем с помощью новой технологии рабочего места Workplace Client Technology. Одной из первых реализаций этой стратегии стал Workplace Collaboration Services, коробочный продукт, предоставляющий интегрированные функции электронной почты, мгновенного обмена сообщениями, Web-конференций, электронного обучения, управления документами и Web-контентом. Система реализуется на сервере и потому лицензируется по числу процессоров, а доступ к ее возможностям пользователь получает посредством браузера. Архитектура Workplace Collaboration Services следует принципам сервисной ориентированности — все функции совместной работы представлены как готовые Web-сервисы.

На конференции в Орландо была анонсирована версия 2.5 этого продукта, среди усовершенствований которой — поддержка доступа с помощью Workplace Client Technology, дополнительные шаблоны и формы для настройки приложений совместной работы под специфические задачи пользователей, инструментарий разработки для расширения функциональности Collaboration Services. Новая версия распространяет идеологию «сетецентричного» электронного сотрудничества и на такие традиционные возможности офисной автоматизации, как создание и редактирование документов, электронных таблиц, приложений баз данных, совместная работа над проектами. Все эти функции не требуется устанавливать на каждый настольный компьютер — они поддерживаются и управляются на сервере, базируясь на инфраструктурных и портальных технологиях семейства IBM WebSphere.

Большой интерес у аудитории Lotusphere вызвал новый компонент в Workplace Collaboration Services 2.5 под названием Activity Explorer. По словам Гойяла, эта система способна полностью изменить привычные подходы к организации повседневной работы. Activity Explorer расширяет возможности корпоративного сотрудничества за пределы обмена электронной почтой или мгновенного обмена сообщениями, предоставляя возможность членам команды заранее формировать и структурировать свои совместные действия, или «активности», из различных объектов — сообщений, общих документов, чатов, разделяемых экранов и т. д. Activity Explorer осуществляет интеграцию функций различных приложений Workplace в контексте определенных рабочих задач. Система является плодом усилий исследовательского подразделения IBM Research, сотрудники которого в ходе конференции представили также долгосрочный стратегический проект компании по созданию средств совместной работы для поддержки различных рабочих процессов как в рамках заранее определенного потока заданий, так и формирующихся по необходимости, «на лету». Эта стратегическая разработка носит название Unified Activity Management.


Юбилей

Перед началом конференции Lotusphere 2005 не было уверенности, заполнится ли в день открытия огромный зал: многие участники конференции рисковали на пути в Орландо надолго задержаться в засыпанных снегом аэропортах на северо-востоке США. Тем не менее утром 24 января переполненный зал стоя встретил неожиданное появление на сцене создателя Notes Рея Оззи, который сегодня возглавляет основанную им же компанию Groove Networks. В конце 2004 года Lotus Notes отметил двойной юбилей. Двадцать лет назад, в конце 1984 года, Рей Оззи подписал соглашение с главой Lotus Development Митчем Капором о разработке системы под кодовым названием Notes. В декабре 1989 года вышла первая версия Lotus Notes. Система предлагала средства электронной почты, поддержки дискуссий и общую адресную книгу для совместной работы группы сотрудников, развивая идеи интерактивных коммуникаций на мэйнфреймах университетского проекта, в котором Оззи принимал участие еще в 70-е годы. Выступая на Lotusphere, Оззи произнес слова благодарности в адрес IBM, под крылом которой пользовательская аудитория Notes/Domino выросла с двух до 118 миллионов. Он отметил, что за свою двадцатилетнюю историю продукт претерпел значительную эволюцию, превращаясь из средства автоматизации простейших офисных коммуникаций в многофункциональную коллаборативную среду. Новые разработки IBM в области activity management должны сделать Notes частью перспективной платформы для поддержки сотрудничества в контексте бизнес-процессов.