Network World, США

Почти десять лет назад, когда электронная почта только набирала популярность среди рядовых пользователей, компании Lotus и Microsoft вступили в борьбу за право называться производителем лучшей системы обмена сообщениями для корпоративного применения. На рынке тогда явно ощущался недостаток средств интерактивного взаимодействия. И кто же победил? Обе стороны. Как заметил Эрик Арнум, у каждой компании на счету были свои победы, благодаря чему их сейчас называют лидерами этого рынка. (Арнум был «фронтовым корреспондентом» этой войны гигантов, работая в журнале Electronic Mail and Messaging и информационном бюллетене Messaging Online, публиковавшем хронику битвы на рынке средств обмена сообщениями.)

Постепенно эта война, пик которой, включая споры о том, какая из компаний имеет больше лицензированных пользователей и лучшую реализацию новейших Internet-протоколов, пришелся на вторую половину 90-х годов, потеряла свою остроту. По данным Radicati Group, на этом устоявшемся рынке предпочтение продуктам IBM/Lotus и Microsoft отдают около 60% пользователей.

С последствиями этой схватки теперь имеют дело системные администраторы, которым приходится управлять электронной почтой, сохранять ее, архивировать и защищать от спама и вирусов, оперируя при этом унаследованными версиями программных средств.

IBM/Lotus и Microsoft продолжают свою борьбу, связанную с созданием инструментов полнофункциональной совместной работы и взаимодействия в реальном времени. Такие пакеты включают в себя не только электронную почту, но и средства мгновенного обмена сообщениями, организации голосовых и видеоконференций, интерактивной работы и доступа к огромным хранилищам индексированных цифровых данных.

IBM/Lotus предлагает платформу нового поколения Workplace. Эта платформа представляет собой набор компонентов на базе J2EE, предназначенных для обмена сообщениями и совместной работы, таких как средства групповой работы и управления документами. По мнению аналитиков Gartner, в конечном итоге Workplace заместит Notes/Domino.

Со своей стороны, Microsoft после неудачных попыток наделить усовершенствованными функциями совместной работы Exchange приняла решение реализовать их в рамках Office. В состав Office System входит стандартный корпоративный клиент Outlook, а также SharePoint Portal Server 2003 и Windows SharePoint Services 2003 для обмена информацией и для совместной работы, Live Communications Server 2005 для мгновенного обмена сообщениями и уведомления о присутствии, а также служба проведения Web-конференций Live Meetingonline.

Определить победителя в новом виде борьбы пока не удается.

Эксперты считают, что IBM успокаивает пользователей, которые опасаются, что Notes/Domino в конце концов уйдет со сцены, даже несмотря на то что корпорация проповедует интеграционный подход и планирует в 2005 году выпустить версию 7.0, а впоследствии и 7.5 и 8.0, которые позволят продлить поддержку этого продукта до 2009 года.

«Главное в Workplace — это, так сказать, аддитивность, — подчеркнул Кен Бисконти, вице-президент по продуктам Lotus Workplace. — Мы добавляем новую возможность хранения данных, но не отказываемся от хранения Domino Notes Storage Format. Мы не отказываемся от традиционной прикладной платформы, а добавляем расширенную модель программирования Eclipse».

Однако аналитики утверждают, что планы в отношении Notes/Domino и Workplace могут сбить с толку пользователей. «Они пытаются нас убедить одновременно в самых разных (а порой просто противоположных) вещах, — утверждает Том Остин из компании Gartner. — Они утверждают, что мы можем по-прежнему (и бесконечно долго) использовать Notes и Domino, но многие в это не верят».

В отчете, опубликованном Radicati Group в этом году, утверждалось, что в ближайшие три года Lotus потеряет 7% (с 24 до 17%) рынка корпоративных систем передачи сообщений из-за невразумительной стратегии, связанной с Workplace. При этом Microsoft увеличит свою долю с 31 до 33%.

Для Microsoft складывающаяся ситуация также неопределенна. По-прежнему около 32% ее клиентов работают с Exchange 5.5. При этом большинство используют Windows NT, от поддержки которой корпорация намерена отказаться. «Они оказались в крайне сложном положении, учитывая количество пользователей Exchange 5.5, — заметила Сара Редикати, президент Radicati Group. — В Microsoft должны с большим вниманием относиться к производителям систем младшего класса для этого рынка, поскольку средства обмена сообщениями становятся все более массовыми продуктами. Еще одна проблема связана с защитой, в первую очередь от спама и вирусов».

Не стоит забывать и о задаче создания модели перехода, которая заинтересовала бы те предприятия, где активно используют Domino.

«Сейчас такого решения не существует», — подчеркнул Кейн.

Планы Microsoft в отношении систем обмена сообщениями туманны. Как заявляют представители корпорации, следующей версии для выпущенного в прошлом году Exchange 2003, ранее называвшегося Kodiak и поддерживающего новое хранилище данных на базе SQL Server, пока не планируется. Кроме того, есть неясность с реализацией механизма защиты, получившего название Exchange Edge Services. Ранее предполагалось, что он будет предложен в 2005 году, но сейчас, похоже, о нем подзабыли. Автономный агент обмена сообщениями был предназначен для размещения на сетевом периметре с целью защиты электронной почты, передаваемой и получаемой из Internet. Он также станет своеобразным концентратором для подключения защитных программных средств сторонних производителей и антиспамового фильтра Intelligent Message Filter, разработанного самой Microsoft.

«Производители все еще мыслят на уровне бит и байт, и их по-прежнему больше всего заботит добавление новых возможностей и обеспечение целостности архитектуры, — заметил Остин. — Они по-прежнему недостаточно четко представляют, как это все соответствует нуждам конечных пользователей, или как это поможет решению реальных задач бизнеса».

Ясно только то, что конкуренты затеяли новую войну. И эта война будет еще масштабнее, поскольку теперь речь идет не только об обмене сообщениями, но и о средствах совместной работы и взаимодействий в реальном времени.