Network World, США
Производители антивирусного ПО и средств борьбы с программами-шпионами подсчитывают свои шансы устоять против натиска гиганта

Аналитики отрасли единодушно утверждают, что к концу года Microsoft выпустит продукты для борьбы с программами-шпионами и вирусами, предназначенные для корпоративных и индивидуальных пользователей. Многие рассчитывают на то, что Билл Гейтс представит их в своем выступлении на конференции RSA Security Conference, которая состоится в феврале в Сан-Франциско. Пока же в Microsoft отказываются обсуждать эту тему.

Ожидаемая сенсация относительно защиты «от Microsoft» уже считается свершившимся фактом, и производители антивирусных программ и средств борьбы с программами-шпионами подсчитывают свои шансы устоять против натиска этого гиганта. Бизнес-пользователи, запасшиеся антивирусами, а теперь жаждущие приобрести защиту от «шпионов», сомневаются, приведет ли выход на этот рынок Microsoft к снижению цен и можно ли действительно рассчитывать на корпорацию (программы которой часто требуют заплат) как на первого помощника при атаке червей или вирусов.

Слухи о том, что Гейтс расскажет на RSA о предложении Microsoft в области защиты от вирусов и шпионских программ, появились в конце января. Это утверждает, по крайней мере, финансовый аналитик, Адам Холт из J.P. Morgan Chase, предсказывающий, что Microsoft предложит антивирусный продукт уже в третьем квартале текущего года.

По словам аналитика компании Gartner Нейла Макдоналда, Microsoft спешит выйти на этот рынок только для того, чтобы предложить дополнительную защиту для своего Web-браузера, который начинает уступать свои позиции на рынке свободно распространяемому браузеру Firefox. Считается, что Firefox обладает более надежной защитой, чем Internet Explorer.

Эксперты все чаще приходят к выводу, что защита от вирусов и программ-шпионов должна быть комбинированной, и Microsoft, по-видимому, уже в этом месяце выпустит бесплатную бета-версию свого «антишпионского» продукта с инструментарием для борьбы с вирусами.

«Нужен единый продукт, а производители антивирусных программ совершенно упустили это из виду», — заметил Макдоналд. Однако, по его словам, McAfee и Computer Associates относятся к тем немногим компаниям, которые осознают необходимость конвергенции.

В IDC тоже склонны думать, что защита от вирусов и шпионских программ в дальнейшем все чаще будет объединяться в одном продукте. В силу этого граница между рынком антивирусных решений (оборот которого сейчас по некоторым оценкам составляет 3 млрд. долл.) и менее развитым пока рынком «антишпионского» программного обеспечения (оборот которого не превышает 47 млн. долл.) будет постепенно размываться. Причина такой консолидации рынков, по мнению ведущего аналитика IDC Брайана Бурка, стремление пользователей приобрести один продукт, способный защитить их от вирусов, шпионских программ, троянцев, червей и других видов вредоносного кода.

«Можно рассчитывать на то, что Microsoft предложит такой интегрированный продукт уже в начале следующего года», — полагает Бурк.

Специалисты одного из производителей инструментальных средств борьбы со шпионскими программами, компании Webroot Software, не согласны с утверждением о том, что автономные продукты для борьбы со шпионскими программами перестанут пользоваться спросом с появлением комбинированных решений. Дэвид Молл, генеральный директор Webroot Software, считает, что Microsoft будет не так-то просто продавать свой «антишпионский» продукт, поскольку, по его словам, «пользователям предстоит принимать непростое решение о покупке продукта для защиты программного обеспечения той же самой компании».

По словам Бурка, вопросы вызывает нынешняя готовность Microsoft выдерживать темп: выявлять новые угрозы и выпускать обновления сигнатур буквально за несколько часов или минут, как это делают сейчас антивирусные фирмы. В Microsoft привыкли предлагать лишь ежемесячное обновление сигнатур. Однако, как подчеркнул Бурк, «антивирус превращается из продукта в сервис, и эффективность защиты определяется тем, когда пришло последнее обновление. Ценность антивируса в том, насколько быстро производитель готов обновить сигнатуры, описывающие самые последние угрозы».

По мнению аналитиков IDC, для обновления сигнатур Microsoft будет либо использовать сервис Windows Update Service, через которую сейчас распространяются экстренные исправления и заплаты, либо сотрудничать с производителем антивирусного ПО.


Microsoft покупает Sybari

Корпорация Microsoft 8 февраля объявила о покупке компании Sybari Software, выпускающей программные средства борьбы с вирусами и программами-шпионами. Условия сделки не разглашаются.

Это должно позволить Microsoft предложить своим корпоративным пользователям технологию защиты от вредоносного программного обеспечения. До этого Microsoft делала какие-либо приобретения на антивирусном рынке только в июне 2003 года, когда ею была приобретена технология у румынской фирмы GeCAD Software. Сделка с Sybari должна привлечь еще больший интерес к выступлению председателя совета директоров и главного архитектора Microsoft Билла Гейтса, с которым тот выступит на конференции RSA Security Conference. Предполагается, что в своей речи Гейтс расскажет о планах корпорации, касающихся антивирусного инструментария Microsoft для потребительского рынка.

Фирма Sybari выпускает антивирусные продукты, средства борьбы с программами-шпионами и инструментарий для фильтрации содержимого сообщений электронной почты. В первую очередь продукты Sybari предназначены для крупных компаний. В частности, Sybari предлагает антивирусный пакет Antigen — серверный продукт, в котором используются несколько различных антивирусных ядер для сканирования сообщений электронной почты в поисках вирусов.

По мнению аналитика IDC Брайана Бурке, в этой сделке нет ничего удивительного, учитывая опыт работы Sybari с Microsoft Exchange и тесные деловые связи между двумя компаниями. Фактически Microsoft повсеместно рекомендует своим клиентам решение Sybari в качестве антивирусного продукта, работающего с Exchange.

В своем заявлении в Microsoft попытались успокоить тех, кто опасается, что решение Sybari после этой сделки будет работать только с Exchange. В Microsoft подчеркивают, что намерены и в дальнейшем поддерживать различные версии инструментария Sybari для Exchange и Lotus Notes. Генеральный директор Sybari Роберт Уоллас, подчеркнул, что он рад тому, что возможности и опыт Microsoft позволят предложить технологию его компании большему числу клиентов.

За последние несколько месяцев Microsoft пополнила и список своего инструментария защиты информационных систем. В декабре она объявила о покупке фирмы Giant Company Software, а позже выпустила бесплатную тестовую версию продукта Giant, Giant Antispyware, под названием Microsoft Antispyware.

— Пол Робертс, Служба новостей IDG, Бостон