«Открытые системы»

Провал проекта Iridium может занять одну из верхних строчек в списке коммерческих неудач XX века
Iridium обслуживает Министерство обороны США и оказывает коммерческие услуги

Iridium переводится с латыни как «радужный» (от iris — радуга), что после неудачи проекта в его изначальном виде вызывает ироническую реакцию. Впрочем, несмотря ни на что, проект продолжает жить в компании Iridium Satellite System, которая со своими 66 низкоорбитальными спутниками остается единственным провайдером спутниковой телефонии, охватывающей всю планету. Iridium обслуживает Министерство обороны США и оказывает коммерческие услуги, хотя задуманную фантастическую альтернативу сотовой связи реализовать так и не удалось.

№ 7, 1997: Iridium еще не готова к эксплуатации

«Как заявили официальные представители Iridium LLC, дефекты механической части заставляли откладывать запуск спутников для системы беспроводной связи Iridium трижды за последний месяц, и в результате начало ее эксплуатации сдвинется на неопределенное время. Тем не менее представители Iridium рассчитывают, что глобальная сеть начнет функционировать к четвертому кварталу 1998 года. Однако из-за усовершенствования возможностей сотовой связи и появления технологических стандартов аналитики отрасли сомневаются в том, что у технологии Iridium, впервые представленной в 1990 году, сохранится обширная база пользователей».

Еще в середине 1998 года компания Iridium была на гребне успеха; за год стоимость ее акций возросла втрое. Но уже в 1999 году, когда началась пробная эксплуатация ее сети, шансы Iridium на успех оценивались существенно ниже, ко всеобщему разочарованию, к апрелю этого года набралось всего 10 тыс. подписчиков, в августе их число возросло лишь до 20 тыс., поэтому нет ничего удивительного, что начался процесс банкротства компании.

Идею создания созвездия, или эскадрильи, состоящей из 66 спутников и обеспечивающей возможность звонка из абсолютно любой точки земного шара, высказал Бэри Бертинджеру, инженер компании Motorola, работавший в группе спутниковой связи.

В 1985 году Бертинджеру предложил оригинальный проект спутниковой связи своему непосредственному руководству, но получил отрицательное заключение. Напротив, тогдашний руководитель компании Роберт Гэлвин, известный как создатель первого автомобильного радиоприемника, проявил себя как энтузиаст и выступил на стороне изобретателя. Позже эту позицию укрепил Кристофер Гэлвин, сменивший отца на посту руководителя компании. Гэлвины хотели сделать Iridium новым символом Motorola, они стремились им поразить мир. Возможно, они хотели морально компенсировать несколько ошибочных начинаний. В их числе была, например, попытка войти в клуб основных производителей серверов. В начале 90-х годов Motorola выпустила представительное семейство серверов — от настольных до отказоустойчивых. Это были надежные компьютеры на базе микропроцессоров Motorola 68K и Power PC. Однако в основном из-за неповоротливого маркетинга они не выдержали конкуренции, в итоге компания ушла из этого сегмента рынка.

К 1998 году Motorola инвестировала в проект Iridium свыше 5 млрд. долл. Понять энтузиазм создателей Iridium можно, сам по себе замысел был красив. Известные с шестидесятых годов спутники связи, обеспечивающие «обзор» всей поверхности Земли, должны были располагаться на геостационарной орбите, на удалении 36 тыс. километров. Как следствие — для связи с ним требовались мощные крупногабаритные телефоны, кроме того, большое расстояние вызывало заметную задержку при передаче голоса. Спутники же Iridium располагаются на высоте менее 800 километров, следовательно, и телефоны можно было применять «послабее», и задержка должна была быть гораздо меньше (но все же, как показала практика, вполне ощутимая).

К 1991 году основные исследовательские работы были закончены, и Motorola отпочковала от себя специально созданную компанию Iridium LLC, которая должна была запустить проект и эксплуатировать систему связи в дальнейшем. Новую компанию возглавил опытный менеджер, со стажем работы в Motorola почти четверть века, Эдвард Стаяно. На тожественной церемонии 1 ноября 1998 года, посвященной началу работы Iridium, первый звонок сделал вице-президент США Ал Гор. После этого телефоны стали предлагаться по цене 3 тыс. долл., а стоимость разговора составила от 3 до 8 долл. за минуту. Однако до банкротства компании, вошедшего в двадцатку крупнейших за всю историю США, оставалось менее года.

Можно назвать несколько причин провала Iridium. Прежде всего, недооценка потенциала сотовой связи и слишком медленные темпы развития системы. За 11 лет с момента начала разработки сотовая связь успела выйти из эмбрионального состояния и к 1999 году охватывала огромную территорию. Та категория пользователей, на которую делалась главная ставка, — перемещающиеся по миру представители бизнеса, — уже имела в своем распоряжении сотовые телефоны. Этот вид связи был не только дешевле, но и удобнее. Сотовым телефоном можно пользоваться практически везде. Напротив, спутниковый телефон требует обязательного нахождения на открытом пространстве, вне какой-либо тени, причем точку и ориентацию на спутник приходится ловить. Значительная потребляемая мощность, требуемая в силу необходимости передачи сигнала на спутник, делает непростым решение проблемы перезарядки батарей.

Еще одной причиной провала можно признать неспособность компании, работавшей преимущественно на военно-промышленный комплекс, создать тот необходимый набор сервисов, без которых мобильная связь не может стать массовой.


Из подшивок Computerworld

Кризис интереса к Apple

Роб Гас, Терхо Уимонен, № 7, 1996

Слухи достигли кульминации в недавней статье Wall Street Journal, сообщавшей о том, что Sun собирается купить Apple, предлагая за ее акции 4 млрд. долл. Опросы ведущих лиц отрасли показали, что, если Sun выпустит Apple из рук, многие уже не проявят прежней заинтересованности в ее приобретении...

«Джобс был лидером Apple, «человеком, который популяризировал персональный компьютер, который придумал Macintosh, а они его уволили, — возмущается Ларри Эллисон, глава корпорации Oracle, ярый приверженец Macintosh, считающий бывшего главу Apple одним из своих ближайших друзей. — Они просто сошли с ума!»

http://www.osp.ru/cw/1996/07/14.htm

Крах стандарта SQL?

Сергей Кузнецов, № 7, 1997

Хотя многие разработчики и пользователи реляционных СУБД в большинстве своем осознают наличие у языка SQL многих неустранимых недостатков, от него теперь уже невозможно отказаться. Следовательно, нужен новый стандарт языка, обеспечивающий такие очевидно необходимые возможности, как определяемые пользователями типы данных, более развитые средства определения таблиц и т. д. Нужен именно стандарт, а не наличие развитых частных версий языка, поскольку это выгодно и производителям, и пользователям СУБД. Почему же так затянулась его разработка?

В целом ситуация несколько парадоксальна: появление нового стандарта в основном зависит от специалистов ведущих компаний, которые являются членами комитета SQL3, а текущая деятельность компаний затрудняет работу этого комитета.

http://www.osp.ru/cw/1997/07/038.htm

Стандартизация Gigabit Ethernet задерживается

Робин Шрайер Хофман, № 7, 1998

Хотя производители и наводнили выставку ComNet ?98 устройствами Gigabit Ethernet, им, похоже, придется повременить и до середины года не называть свои продукты «соответствующими стандарту»...

Утверждение спецификации, работа над которой велась в течение двух лет, ранее намечалось на март. Но проблемы, связанные с передачей трафика Gigabit Ethernet по волоконно-оптическому кабелю определенной длины, могут отодвинуть принятие стандарта на более поздний срок.

После недавнего заседания подкомитета IEEE члены консорциума Gigabit Ethernet Alliance, объединяющего более 120 компаний отрасли и продвигавшего стандарт Gigabit Ethernet на протяжении почти двух лет, заявили, что не успеют провести проверку на соответствие с целью разрешения данной проблемы.

http://www.osp.ru/cw/1998/07/55.htm

Говорите, вам нужна революция?

Жанет Борзо, № 7, 1999

Хотя Россия и богата талантами, способными создавать весьма неплохие узлы электронной коммерции, сам процесс электронной торговли, к сожалению, развивается далеко не столь быстрыми темпами. В этом виноваты больная экономика, низкий процент владельцев кредитных карт, неосведомленность потенциальных клиентов систем электронной торговли.

Только неординарные шаги, революционные действия могут обеспечить российским компаниям конкурентоспособность на мировом рынке.

http://www.osp.ru/cw/1999/07/33.htm

Продается все

Наталья Коржова, №7, 2000

Впервые Molotok.ru «ударил» 17 декабря 1999 года. И уже за первые десять дней на аукцион было выставлено товаров на общую сумму в 1 млн. долл. Сегодня на сервере торгуются 3-7 тыс. человек в день. 40% всех проходящих аукционов завершаются успешно, то есть продавец находит покупателя на свой товар.

http://www.osp.ru/cw/2000/07/030_1.htm

Первый бал Windows XP

Пегги Ватт, № 7, 2001

На ... первой публичной демонстрации будущей операционной системы Windows XP, которая станет преемницей Windows 2000 и Windows Millenium, председатель совета директоров корпорации Microsoft Билл Гейтс назвал ее «кардинально новой версией ОС, самой важной с момента выпуска Windows 95».

http://www.osp.ru/cw/2001/07/031_0.htm

Общее дело

Том Спринг, № 7, 2002

Для миллионов людей доктор Эрик Шмидт является сегодня проводником по дорогам Internet. ... Он возглавил Google летом прошлого года после отставки одного из основателей компании — 28-летнего Ларри Пейджа. До этого Шмидт занимал пост генерального директора и председателя совета директоров Novell, а еще ранее успел поработать в должности директора Sun Microsystems по технологиям.

Сегодня его задача — ввести стремительно растущую фирму во «взрослую жизнь» и подготовить ее к акционированию в нынешний непростой период, когда инвесторы довольно скептически относятся к перспективам дот-комов.

http://www.osp.ru/cw/2002/07/016.htm

DEPOртация в регионы

Вадим Вирин, № 7, 2003

По данным IDC и собственных исследований «Дилайна», в настоящий момент более двух третей (68%) российского рынка ПК приходится на долю мелких безымянных игроков. Всемирно известным маркам принадлежит 8% рынка, а российским — 24%. Прогнозы таковы: доля продукции мелких компаний снизится до 40%, зарубежные сохранят свои 8%, зато российские торговые марки захватят целых 52%. На треть от этого сегмента как раз и претендуют в Depo. Ситуация же с серверами несколько иная: на этом рынке очень сильны позиции крупных зарубежных производителей, поэтому и планы Depo здесь скромнее — порядка 8-9%.

http://www.osp.ru/cw/2003/07/012_2.htm

Коды Windows ушли в Сеть

Йорис Эверс, № 7, 2004

В Microsoft подтвердили информацию об утечке в Internet части секретного кода, положенного в основу операционных систем Windows NT и Windows 2000. Правда, представители корпорации настаивают, что случившееся не несет в себе никакой серьезной угрозы безопасности компьютерных систем конечных пользователей.

http://www.osp.ru/cw/2004/07/005_1.htm