«Открытые системы»
Впервые одна из самых престижных компьютерных наград присуждена специалистам по сетевым коммуникациям
Винтон Серф |
16 февраля изобретатели протоколов TCP/IP Винтон Серф и Роберт Кан были названы лауреатами премии Turing Award 2004, учрежденной ассоциацией Association for Computing Machinery. Неофициально эту награду называют «Нобелевской премией в компьютерах». Здесь в роли Альфреда Нобеля выступает корпорация Intel, с поправкой на сумму премии, которая на порядок меньше. Ну а разделенная на двоих Тьюринговская премия скорее престижна, чем материальна, и являет собой в большей степени признание коллег по цеху, чем общественности.
Комментируя выбор нынешнего года, Дэйв Паттерсон, президент ACM, у которого на собственном счету помимо прочих заслуг — изобретение RISC-процессоров и RAID-массивов, сказал: «Их работа обеспечила возможность для создания быстродействующих и эффективных приложений, реализуемых в среде Internet, включая электронную почту, World Wide Web, мгновенную передачу сообщений, одноранговый обмен данными, а также разнообразные средства для коллаборативной работы и организации конференций. Эти достижения позволили информационным технологиям стать критически важной составляющей современного индустриального мира».
Объективность выбора не вызывает сомнений даже у Ларри Робертса и Леонарда Клейнрока, еще двух отцов Internet, которые тоже вполне могли бы претендовать на аналогичное признание. Клейнрок, один из изобретателей принципа пакетной передачи данных, отозвался так: «Эта награда присуждается в соответствии с критериями, определяемыми комитетом, заслужившим к себе безоговорочное доверие». Признание особенно существенно, поскольку и прежде не всегда награды между парами Клейнрок — Робертс и Серф — Кан делились поровну и по справедливости. Скажем, Серф и Кан получили в 1997 году Национальную медаль США за успехи в технологиях вдвоем, в то время как, к примеру, премию Чарльза Драпера в 2001 году получили все четверо. И все же ситуация с Тьюринговской премией не вполне корректна, это признают лауреаты. Серф сказал: «Я надеюсь, награждение не станет ударом по самолюбию, хотя понять огорчение можно». Он был студентом у Клейнрока в 1969 году, ощущает себя его последователем и вполне осознает несправедливость некоторых оценок. Оценивая ситуацию, Серф добавил: «Ларри и Лен полагают, что их работа является составной частью Internet. Всякий раз, когда упоминают нас с Бобом, они считают, что следовало бы упомянуть и их тоже».
Этот сюжет определенно напоминает романы Александра Дюма-отца. Как и мушкетеров, в начале 70-х их было четверо, а тридцать лет спустя у каждого накопился длинный перечень наград и почетных званий, но нет былого единства. Среди четверки хронологически первым был Ларри Робертс, назначенный на роль технического руководителя проекта ARPAnet. Именно он нарисовал знаменитую схему объединения первых четырех узлов, ему принадлежат многие предложения по части коммутационного оборудования, спроектированного и изготовленного компанией BBN. С коммутацией пакетов дело сложнее; общие идеи, как таковые, были выдвинуты Полом Бараном и Доналдом Дэвисом, а Леонард Клейнрок скорее всего независимо от них пришел к тем же умозаключениям и при этом смог довести коммутацию пакетов до реализации. Кан и Серф подключились позже, но именно их изобретение позволило создать Internet в том виде, который мы сегодня знаем. Как бы ни было велико значение ARPAnet, эта сеть была предтечей или полигоном, выполнив свою миссию, она ушла, а Internet останется еще на неопределенно долгое время.
Легенда гласит, что в 1973 году в небольшой гостинице в Пало-Альто Кан и Серф устроили сессию мозгового штурма, поставив своей целью разработку протокола следующего за ARPAnet поколения Сети. У первого был опыт практической работы в BBN, у второго — теоретические наработки, сделанные в аспирантуре Стэндфордского университета. Сохранился желтый линованный блокнот (так называемый legal pad), в котором фиксировался процесс штурма. Созданный ими протокол был обнародован в 1973 году на заседании рабочей группы International Network Working Group, прошедшем в Великобритании. Здесь Кан и Серф выступили с проектом статьи, которая позже, в мае 1974-го, была опубликована в одном из самых престижных журналов, IEEE Transactions on Communications. В статье, озаглавленной A Protocol for Packet Network Intercommunication, были изложены основы будущего протокола TCP/IP.
Главная идея, предложенная авторами, состояла в том, чтобы перенести обеспечение надежности коммуникаций из сети в подключенные к ней серверы. Идея оказалась блестящей, она пришлась по вкусу и ученым, и военным одновременно. После этого протокол начал жить своей жизнью.
Позже к разработке протокола подключились Джонатан Постел и Дэни Коэн. Они вместе с Каном с Серфом пришли к выводу о необходимости разделить протокол на две части. Так появились «близнецы-братья» TCP и IP. Часть TCP отвечает за разбиение сообщения на датаграммы, за сборку их на стороне получателя, обнаружение ошибок и восстановление порядка пакетов, если он был нарушен в процессе передачи. Часть IP, или Internet Protocol, отвечает за маршрутизацию отдельных датаграмм. К 1978 году окончательно оформилось то, что сегодня мы называем TCP/IP. А 1 января 1983 года сеть ARPAnet была полностью переведена с протокола Network Control Protocol (NCP) на протокол TCP/IP.
Увы, общество не слишком высоко ценит свои подлинные достижения и настоящих героев. Журнал со статьей A Protocol for Packet Network Interconnection выставлен на аукционе Crisite с предполагаемой ценой в 2-3 тыс. долл. Судьба того самого желтого блокнота еще незавиднее — секретарь перепечатала его и выбросила.