Парламентские слушания о проблемах развития отрасли информационно-коммуникационных технологий
Весна в отрасли информационных технологий ознаменовалась парламентскими слушаниями в думском комитете по информационной политике «О формировании законодательной базы, обеспечивающей опережающее развитие отрасли ИКТ». Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман представил проекты нескольких нормативных актов, подготовленных Мининформсвязи, предложил внести ряд поправок в действующее федеральное законодательство, а также озвучил позицию его ведомства по отношению к технопаркам.
«Законодательное регулирование телекоммуникационной отрасли сложилось и требует лишь точечной поддержки отдельных сегментов, в то время как потенциал информационных технологий нам еще только предстоит раскрыть», — заявил Рейман. При этом стоит задача не заполнять пробелы в законодательстве, как отметил он, а действовать на опережение, учитывая международный опыт.
Презумпция открытости
В числе документов, которые по итогам слушаний правительству рекомендовано внести на рассмотрение Госдумы в первоочередном порядке, новая редакция закона «Об информации, информатизации и защите информации», проект закона «О праве на информацию», где закреплен принцип презумпции открытости информации о деятельности государства и прописан механизм реализации прав граждан на ее получение, а также проект закона «Об информации персонального характера».
Интересную норму предлагается внести в закон «О защите прав потребителей»: производителей, продавцов и исполнителей услуг могут обязать создавать информационно-справочные системы с использованием ИКТ для предоставления потребителям оперативной информации о качестве и свойствах товара или услуги.
В области телекоммуникаций Рейман предложил узаконить деятельность «виртуальных операторов» подвижной связи, не имеющих собственного частотного ресурса и выступающих агентами крупных операторов. Нормативный акт, регулирующий их работу, вскоре будет подготовлен. Кроме того, правительству поставлена задача создать механизм, регламентирующий право абонента на сохранение своего номера при смене оператора мобильной связи. По словам министра, гарантии сохранения номера будут опробованы на российском рынке уже в этом году, что должно способствовать усилению конкуренции между операторами.
Кроме того, депутатов призвали как можно быстрее рассмотреть законопроекты, необходимые для реализации ФЦП «Электронная Россия»: два проекта законов «Об электронной торговле» и новый проект закона «Об электронной цифровой подписи», устраняющий такой недостаток действующего закона, как зависимость от используемых технологий.
Льготы отдельно, технопарки отдельно
На базе принятой осенью Концепции развития ИТ-отрасли РФ теперь должна быть разработана государственная программа, предусматривающая поддержку отечественных ИТ-компаний при выходе на мировой рынок, построение сети технопарков для развития в них экспорто-ориентированного производства, и формирование механизмов привлечения инвестиций в российские предприятия. Но если подготовка программы в целом, требующая участия нескольких ведомств, идет поэтапно в течение 2005 года, то в отношении технопарков президентом уже был установлен контрольный срок внесения на рассмотрение Госдумы соответствующего законопроекта — 1 марта. Однако он не был соблюден, и это, судя по всему, только к лучшему.
Мнение всех выступавших на думских слушаниях по поводу подготовленного Министерством экономического развития и торговли проекта закона «Об особых экономических зонах» было единодушным: этот закон не решает проблем ИТ-компаний и не должен отвлекать внимание законодателей от поддержки отрасли, тем более что уже существующие технопарки не вписываются в данный законопроект.
«Мы поддерживаем этот документ в целом, хотя и считаем, что он в большей степени подходит для производственных компаний», — отметил Рейман. Он добавил, что накануне слушаний в парламенте состоялось совещание у президента России, на котором была заслушана как позиция МЭРТ, так и Мин?информсвязи. В результате срок внесения законопроекта сдвинулся с начала на конец марта: президент поручил в кратчайшие сроки доработать документ и внести его на рассмотрение правительства и Госдумы. Резолюция, принятая по итогам парламентских слушаний, отражает позицию Мининформа: Госдуме совместно с правительством рекомендовано подготовить поправки к Налоговому кодексу, предусматривающие нулевую ставку НДС для ИТ-компаний при экспорте товаров и услуг, и снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
В поддержку позиции Мининформа выступили представители крупнейших ИТ-ассоциаций: АП КИТ и «Руссофт». «Хотелось бы, чтобы подход к решению проблем отрасли был комплексным, в том числе и к технопаркам, неожиданно ставшим модной темой», — отметил исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев.
В то же время разработчики заказного программного обеспечения не хотят упускать представившийся им шанс на получение налоговых преференций. Президент «Руссофт» Валентин Макаров подчеркнул, что не стоит дожидаться закона об ОЭЗ для того, чтобы оказать поддержку ИТ-экспортерам. «Не нужно связывать технопарки и налоговые льготы, эти вопросы следует разделить», — заявил он. По мнению представителей «Руссофта», помимо поправок к Налоговому кодексу, необходимо принять закон «Об электронном продукте», так как экспортеры ИТ-продуктов сталкиваются с гораздо большим количеством законодательных препон, чем экспортеры услуг. Кроме того, ассоциация высказала пожелание увидеть в бюджете Мининформсвязи статью для оказания маркетинговой поддержки российским ИТ-экспортерам на международном рынке.
До сих пор МЭРТ не комментировал свое отношение к критике проекта закона об ОЭЗ, однако недавно стало известно, что это ведомство не собирается сдавать свои позиции. Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, Минэкономики постарается сохранить максимально неприкосновенной последнюю версию этого законопроекта. «Нам представляется, что поправки Мининформсвязи создают больше возможностей для злоупотреблений хозяйствующими субъектами, — заявил он. — А цели, о которых говорят в Мининформсвязи по стимулированию сектора ИКТ, могут достигаться другими способами, нежели те, которые они предлагают в виде поправок в закон об ОЭЗ».