«Директор информационной службы»
Компания SAP подвела итоги работы в 2004 году на рынке решений для предприятий среднего и малого бизнеса
На прошедшем в Москве первом Открытом форуме SAP для предприятий среднего и малого бизнеса вице-президент SAP AG по развитию бизнеса в сегменте малого и среднего бизнеса Донна Трой отметила, что соответствующий рынок является одним из приоритетных направлений деятельности для компании. По оценке экспертов, расходы малого бизнеса на информационные технологии в 2004 году составили 320 млрд. долл., а среднего бизнеса — 208 млрд. долл. Российский рынок решений для SMB в 2003 году аналитики IDC оценивали в сумму от 17 млн. до 32 млн. долл.
В настоящее время в мире насчитывается более 78 млн. малых предприятий. По международной классификации к ним относятся компании с оборотом от 1 млн. до 10 млн. евро. По прогнозам, в течение ближайших лет их число вырастет на 8 млн. Количество предприятий среднего бизнеса (их признак — с оборот от 10 млн. до 100 млн. евро) в мире насчитывается 614 тыс. Ожидается, что к 2008 году их число вырастет на 28 тыс. и составит 642 тыс. Все это делает сегмент среднего и малого бизнеса весьма привлекательным для многих ИТ-компаний.
Прежде чем выйти на этот сегмент рынка, SAP провела исследование компаний с численностью персонала до 1 тыс. человек и оборотом до 500 млн. долл., которое показало, что те в 90% случаев принимают решение о выборе информационной системы под влиянием обслуживающих их компаний — партнеров тех или иных производителей программных продуктов. Кроме того, данная категория заказчиков предпочитает решения типа «все в одном».
Соответственно, с целью упрочнения позиций SAP на этом сегменте были сделаны инвестиции в партнерскую сеть. В результате в 2004 году количество партнеров по внедрению этих решений существенно выросло: по SAP Business One — на 80%, а по mySAP All-in-One — на 52%. Увеличилось и число клиентов: выбравших SAP Business One стало больше на 112%, mySAP All-in-One — на 30%.
Темпы роста России с точки зрения бизнеса SAP выше средних мировых показателей. Локализованные версии этих продуктов появились в России только в октябре прошлого года. Проблема в продвижении решений SAP в сегменте SMB упирается в сформировавшийся имидж дорогой и сложной системы. На сегодняшний день в России и странах СНГ программное обеспечение mySAP All-in-One используют 30 предприятий и еще 32 — SAP Business One. В планах компании в 2005 году довести долю решений SAP для МСБ до 10% от общего оборота компании в стране.
Однако настораживает тот факт, что масштабы среднего и малого бизнеса в России несоизмеримы с мировыми. Не получится ли так, что крупный бизнес станет «примерять» на себя более дешевые решения из числа SAP Business One или mySAP All-in-One, если они в состоянии справляться с годовыми оборотами бизнеса до 100 млн. евро. Тем самым сложившаяся модель взаимоотношений SAP с крупными отечественными заказчиками будет расшатана. Александр Антипов, директор по развитию бизнеса SMB московского офиса SAP, поспешил развеять эти опасения. По его мнению, решения класса Business One и mySAP All-in-One не учитывают сложности бизнес-процессов крупного предприятия, поэтому не приходится говорить о стратегическом смещении интересов и о том, что эти решения будут пригодны для крупных игроков.
Но вместе с тем многие крупные компании успели обрасти сетью филиалов, с которыми в интересах непрерывности бизнеса необходимо осуществлять обмен информацией. По оценкам SAP, 20% потенциальных клиентов из среды SMB — это отделения и филиалы крупных компаний.