Служба новостей IDG, Токио

Прототип, показанный на CeBIT, способен поддерживать работу ноутбука Portege M300 в течение 10 часов при одной зарядке метанолом
В Toshiba отказываются от точных прогнозов относительно объема и веса своих элементов, но сейчас объем прототипа составляет около 1 литра, а вес — около 1 кг

На выставке CeBIT компания Toshiba впервые продемонстрировала действующий прототип топливных элементов для мобильных компьютеров. Однако, как подчеркивают представители компании, учитывая размер и вес, которые должно иметь это устройство для использования в ноутбуках, а также принимая во внимание правовые аспекты, коммерческая версия данной технологии будет предложена не раньше, чем через три года.

Ранее компания заявляла о том, что она намерена предложить на рынке топливные элементы с непосредственным окислением метанола (Direct Methanol Fuel Cell, DMFC) для мобильных ПК в 2004 году, но срок выпуска коммерческой версии этих элементов уже несколько раз переносился.

DMFC разрабатываются в качестве замены батареям, используемым в мобильных электронных устройствах. Электроэнергия в них вырабатывается в результате химической реакции, которая происходит при взаимодействии метанола с воздухом и водой. Роль энергоносителя выполняет метанол, побочным продуктом оказывается вода, а побочным эффектом — выделение тепла.

Прототип, показанный на CeBIT, вырабатывает мощность 20 Вт и способен поддерживать работу ноутбука Portege M300 в течение примерно десяти часов при одной зарядке метанолом почти 100-процентной концентрации.

В Toshiba отказываются от точных прогнозов относительно объема и веса своих элементов, но сейчас объем прототипа составляет около 1 литра, а вес — около 1 кг. Как заметил Томояки Аримура, сотрудник группы Toshiba Methanol Fuel Cell Group, прежде чем говорить о реализации коммерческой версии этого топливного элемента, необходимо уменьшить его вес и размер хотя бы наполовину или на треть.

«Элемент такого размера не подходит для мобильных компьютеров», — сказал Аримура. По его словам, будущие версии топливного элемента смогут вырабатывать мощность 25-30 Вт.

Поскольку никаких серьезных проблем с выработкой энергии при использовании данной технологии нет, в этом году Toshiba начнет тестирование эталонных моделей своего прототипа. В то же самое время компания совместно с рядом производителей работает над созданием насосов, вентилей и других компонентов меньшего размера.

При всем этом, как утверждают в Toshiba, есть серьезные основания сомневаться в том, что рынок будет готов к применению DMFC по крайней мере до тех пор, пока не будут приняты законы, разрешающие пассажирам самолетов использовать картриджи с топливными элементами.

Это станет возможно после того, как специальный комитет Организации объединенных наций примет решение о скорейшей подготовке таких законов.

Вопрос о законодательстве — лишь один из факторов, вынудивших компанию NEC отложить создание коммерческой версии своих DMFC до этого года. В то же время представители NEC заявили, что у компании есть три типа DMFC, готовых к коммерческой реализации, и она уже ведет переговоры с рядом производителей ПК о применении этих топливных элементов.

Компания Antig Technology, представившая на Cebit свои модели DMFC, разработала то топливный элемент размером с компакт-диск. Этот элемент, как заявил Кери Чен, менеджер по рекламе и маркетингу Antig, может устанавливаться на место, предназначенное для дисковода для компакт-дисков в мобильных компьютерах. Он весит 435 г, вырабатывает мощность 10 Вт и напряжение 7,2 в и имеет размеры 190x128x30 мм.

Кроме того, на стенде Antig было представлено зарядное устройство весом 128 г, созданное на основе технологии DMFC. Это устройство может зарядить батарейку для мобильного телефона третьего поколения примерно за час. Зарядное устройство генерирует мощность 3 Вт и напряжение 5,5 В и имеет размеры 170x80x15 мм. Версия устройства для мобильного ПК весит 629 г и генерирует мощность 12 Вт, напряжение 17 в и имеет размеры 310x55x50 мм.

Все версии DMFC-элементов, представленных компанией, работают на метаноле концентрации 10-15%, однако, как сообщил Эрик Денг, менеджер подразделения разработки продуктов и технологий Antig, в компании пока не приняли решения о том, топливные картриджи какого размера лучше всего подходят для коммерческой реализации.

Поскольку производство картриджей с топливными элементами, технология возобновления горючего в них и каналы продаж пока не созданы, по словам Чена, не стоит ждать широкого распространения топливных элементов Antig раньше 2007 года.