Компания Enkata предлагает комплексный инструментарий для анализа данных
Стен Стуков |
В информационных системах современных предприятий накапливается много сведений, которые можно было бы использовать для поиска узких мест в бизнесе. Однако сведения эти распылены по различным хранилищам и приложениям, а извлечение их оттуда для анализа — непростая задача. Для ее решения есть несколько классов инструментов: системы управления контентом, средства бизнес-интеллекта, добыча данных, генераторы отчетов, порталы, OLAP-технологии, многомерные базы данных и другие. Однако все они имеют уклон либо в организацию хранения данных, либо в их анализ, либо в представление.
Одним из вариантов комплексного решения проблемы анализа данных является продукт компании Enkata Technologies, который объединяет в себе пять компонентов: инструменты для сбора и агрегации данных, утилиты для их анализа, инфраструктура для оперативного вычисления ключевых показателей, механизмы генерирования отчетов и средства мониторинга. Эти компоненты объединены в систему, которая обеспечивает полный цикл обработки, начиная от сбора «сырых» данных, которые распределены по различным источникам, и кончая консолидированной отчетностью, учитывающей все подразделения предприятия.
В этой системе средства агрегации занимаются сбором данных из различных приложений в хранилище Enkata, где они могут быть обработаны с помощью встроенных инструментов поиска закономерностей. По результатам анализа готовятся комплексные характеристики состояния предприятия, которые позволяют оперативно оценить глубину решаемой проблемы. Эти индикаторы вычисляются на серверах приложений Enkata и в дальнейшем используются для подготовки отчетов и мониторинга.
Характерной особенностью решения Enkata является использование в качестве основы для структурирования данных описание бизнес-процессов компании. Такое описание сформировано в виде «таксономии», то есть конструкции, устанавливающей взаимное соответствие между понятиями бизнес-подразделений и представлением их в реляционных СУБД предприятия.
В описании бизнес-процесса также определены стадии работы с клиентами и метрики для оценки ее успешности и корректности. Наиболее трудоемкой частью модели бизнес-процессов является таксономия, однако поскольку Enkata сконцентрировала свое внимание на работе с клиентами в финансовых организациях — банках и страховых компаниях, то и таксономии в ее внедрениях не очень различаются.
«В самых экзотических случаях мы используем до 80% уже существующей таксономии, и всего лишь 20% связей приходится подстраивать под заказчика», — заявил Стен Стуков, соучредитель и вице-президент по технологиям Enkata.
Опыт, накопленный компанией при проведении консультаций и внедрении своего продукта в Соединенных Штатах, где он пользуется спросом у банковских, страховых и телекоммуникационных компаний, Enkata воплотила в пакет шаблонов, с помощью которых новый клиент может построить необходимое ему решение. Этот пакет носит название Enkata Deployment Studio и содержит шаблоны моделей бизнес-процессов, типовую таксономию и набор стандартных методов загрузки данных в систему. Аналитический же блок, в составе которого поставляются типовые компоненты для анализа и мониторинга бизнес-процессов, объединен в платформу Enkata Action Center.
Система Enkata базируется на технологии Java, а точнее на серверных спецификациях J2EE и JSP; она разработана с помощью инструментальной среды Eclipse. Это позволяет строить кросс-платформенные Web-приложения, которые поддерживают как Windows, так и Unix. В качестве СУБД можно использовать Oracle или Microsoft SQL Server. При этом в системе имеется возможность работы с неструктурированными данными, то есть с обычным текстом. В хранилище Enkata обрабатываются до 1,5 Тбайт данных, поэтому компания решила применять кластеры, которые собраны из недорогих компьютеров стандартной архитектуры. Стоимость серверной части решения Enkata — около 200 тыс. долл.
Коротко
Enkata Technologies — российско-американская компания со штатом около 70 человек. До недавнего времени на российском рынке ее продукция представлена не была. В Санкт-Петербурге велись только разработки программного обеспечения, а основные продажи и формирование стратегии выполнялись американскими консультантами. Созданная теперь компания «Специализированные корпоративные решения» («Спектр») планирует заняться внедрением решений Enkata в отечественных финансовых предприятиях — банках и страховых компаниях. В настоящее время интерес к ним проявили, в частности, компании, которые занимаются услугами обязательного страхования автотранспорта.