DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия
Растущие ИТ-рынки в зеркале крупнейшей в мире выставки ИТ-индустрии
Каждый раз, попадая в Ганновер в дни проведения CeBIT, тысячи людей задаются вопросом: почему так получилось, что крупнейшая ИТ-выставка в мире проводится в этом городе, тихом и уютном, но совершенно не приспособленном к тому, чтобы принимать по полмиллиона гостей одновременно? Объяснения организаторов из Deutsche Messe AG обычно сводятся к историческому экскурсу, начинающемуся с времен послевоенной разрухи, плана Маршалла и расцвета черного рынка в Западной Германии. Дескать, вот так все начиналось, потом постепенно росло, да в конце концов и выросло.
Все это, конечно, небезынтересно, но ответа на поставленный вопрос не дает. Да, наверное, и не может дать, потому что в самой постановке вопроса кроется констатация не самого приятного для организаторов факта. Помимо собственно выставочного комплекса, размеры которого вполне отвечают запросам CeBIT, остальная городская инфраструктура (в частности, гостиничный комплекс, транспортные коммуникации) явно оставляет желать лучшего. Бешеный наплыв гостей буквально переворачивает вверх дном ганноверский аэропорт, а о «масштабах бедствия» в жилищном секторе можно судить по размаху частного найма жилья или, скажем, ценам двухзвездочных отелей, в дни CeBIT взлетающим в четыре-пять раз.
Тем не менее год за годом в период проведения выставки ее организаторы всем своим видом излучают неискоренимый оптимизм. Конечно, он небеспочвенный, но по большому счету повод для него в последние годы один — сам факт проведения выставки в некоем уже сложившемся формате. Это действительно выгодно отличает CeBIT от, например, Comdex/Fall, которая в середине 90-х годов считалась пусть и не крупнейшей, но самой значимой ИТ-выставкой в мире, а к настоящему моменту прекратила свое существование (правда, пока остается неясным, на время или навсегда). CeBIT характеризует стабильность. Количество компаний-экспонентов и общая выставочная площадь в этом году, согласно данным организаторов, чуть увеличились по сравнению с 2004 годом, число посетителей сократилось, но не катастрофически — вполне приемлемый результат. Можно вздохнуть с облегчением: все нормально, все по плану, так и было задумано.
Еще одна загадка CeBIT: почему крупнейшая ИТ-выставка не становится самым значимым событием года? В дни CeBIT, конечно, «все дороги ведут в Ганновер» — новостные ленты ведущих информационных агентств буквально забиты сообщениями с выставки. Но что из этого вспоминается, когда очередной форум достижений ИТ-индустрии становится достоянием истории? Многие ли, к примеру, сегодня вспомнят, что два года назад корпорация Intel в рамках мартовской выставки в Ганновере официально представила платформу Centrino? А ведь это был один из немногих случаев, когда в ходе CeBIT произошло действительно очень важное событие в ИТ-индустрии.
Объяснений этого феномена может быть много. Одно из наиболее парадоксальных состоит в том, что при всех своих «вселенских» масштабах событием подлинно всемирного значения CeBIT не является. Казалось бы, абсурд, но давайте не будем спешить с выводами. Одним из общепризнанных центров ИТ-индустрии, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет, по-прежнему остаются США, и именно прохладное отношение к CeBIT американских компаний в значительной степени девальвирует крупнейшую ИТ-выставку в мире как событие всемирного значения. Одни просто игнорируют CeBIT (как, например, Dell), другие ограничиваются формальным присутствием (AMD, Apple и др.); крайне редки случаи, когда та или иная американская компания привозит в Ганновер «гвоздь программы». Крупнейшей в мире ИТ-выставке действительно недостает американских технологий — информационных (или, если хотите, физических) и маркетинговых. В этом году количество американских компаний, представленных на CeBIT, вновь уменьшилось. Даже с учетом того, что многие международные корпорации в официальной статистике фигурируют как немецкие (поскольку их представляют германские филиалы), назвать это положительным результатом нельзя никак.
Но что же остается CeBIT в отсутствие полноценного интереса со стороны значительной части американской части ИТ-индустрии? Какие тенденции выставка в Ганновере отражает наиболее ярко? Какие тенденции наблюдаются в ней самой? Одна из тенденций очевидна, и организаторы отмечают ее особо. «В этом году мы зафиксировали рекордное количество азиатских компаний, зарегистрировавшихся для участия в выставке не через европейские филиалы, а непосредственно из Азии. Таких компаний в итоге оказалось более 1600, а количество посетителей CeBIT из азиатских стран на этот раз превысило 35 тыс., что почти в полтора раза больше, чем год назад», — отметил по окончании выставки член совета директоров Deutsche Messe AG Эрнст Рауэ.
Масштабы азиатской экспансии в ИТ-индустрии продолжают расти, и CeBIT отражает этот процесс вполне адекватно. Азиатский «контингент» в Ганновере в этом году вновь по уже сложившейся традиции возглавил Тайвань, установивший новый рекорд по числу своих экспонентов (777). Впрочем, свое представительство на CeBIT увеличили в нынешнем году и Китай, и Гонконг, и Южная Корея, и даже Япония, экономика которой переживает сейчас не самые лучшие времена.
«Для нас действительно важно участие в CeBIT, мы рассчитываем, что оно поможет нам удвоить объемы продаж продукции на европейском рынке в нынешнем году», — заявил Рон Ху, президент тайваньской компании Asuka Semiconductor, выпускающей оборудование для приема передач цифрового телевидения.
И таких, как он, немало. Пользу от участия в выставке подчеркивают представители как недавно созданных компаний, осваивающих новые рынки, так и тех, которые уже можно называть старожилами отрасли.
«CeBIT входит в нашу ?обязательную программу?, — отметил менеджер по маркетингу компании MITAC Майкл Щю. — Уже к середине выставки наш стенд посетили практически все дистрибьюторы и бизнес-партнеры MITAC, и таким образом цель нашего пребывания в Ганновере была достигнута».
В Азии есть и внушительная по своим размерам ИТ-индустрия, и огромный растущий рынок. Но понятно, что азиатские ИТ-производители едут в Ганновер не ради освоения домашнего для себя рынка. В Западной Европе рынок большой, но устоявшийся, в этом году ожидается его небольшой подъем, но при этом аналитики неустанно подчеркивают, что благоприятный прогноз вполне может и не оправдаться. Америке CeBIT не очень интересен, Австралия далеко, Африка бедна, на Ближнем Востоке — война в Ираке и прочие очаги нестабильности. Что остается? Правильно: Восточная Европа во главе с Россией — еще одним огромным растущим рынком.
Высказываться лестно о России, даже вне политического контекста, в последнее время как-то стало не очень модно. Вот и организаторы CeBIT в своем коммюнике по итогам выставки в этом году ограничились реверансом в сторону Центральной и Восточной Европы, хотя Россия делегировала в Ганновер более четверти общего количества экспонентов от этого региона — чуть больше, чем Швейцария, чуть меньше, чем Нидерланды. Своей ИТ-индустрии у нас, мягко говоря, все еще немного. А рынок растет, и русской речи на CeBIT становится все больше и больше.
Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии