DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия
В теории производители материнских плат могут закупать конденсаторы только японского производства; на практике это почти невозможно
Потребляя в огромных количествах так называемые активные (микросхемы, транзисторы, диоды и т. д.) и пассивные (резисторы, конденсаторы и т. д.) компоненты, тайваньская ИТ-индустрия порождает самые разнообразные и порой довольно необычные формы экономической деятельности.
Основанная в 1981 году, компания Holy Stone более десяти лет занималась поставками электронных компонентов, но затем, в середине 90-х, нашла для себя еще одну нишу — производство конденсаторов, выполненных по технологии MLCC (Multi-Layer Ceramic Chip).
Сегодня Holy Stone располагает двумя заводами по изготовлению конденсаторов (оба находятся на Тайване) и одним предприятием в Китае, где осуществляются упаковочные работы. В июне нынешнего года должно закончиться строительство третьего завода на Тайване; с началом его эксплуатации мощность производства конденсаторов увеличится на 50% и достигнет 1,8 млрд. штук в месяц. Это сравнительно немного, поскольку компания делает основную ставку на конденсаторы, используемые в электрических цепях высокого напряжения (100 В и выше), оставляя конкурентам другие, в том числе более массовые рынки.
В тайбэйской штаб-квартире Holy Stone, которая расположена в известном своими бизнес-новостройками районе Нейху, но при этом снаружи напоминает скорее загородную резиденцию аристократического семейства, нежели головной офис компании электронной отрасли, мы беседуем с директором подразделения пассивных компонентов Holy Stone Эриком Йе.
Прежде всего, давайте определимся с бизнес-моделью Holy Stone. К чему она ближе — к дистрибуции компонентов (представителями данного направления бизнеса на Тайване являются такие компании, как World Peace Industrial) или к той, которую исповедуют производители конденсаторов, такие как Yageo и Walsin?
Наша бизнес-модель отличается от обеих упомянутых. Holy Stone выпускает MLCC-конденсаторы под собственной торговой маркой, которая в Азии известна достаточно неплохо. Помимо конденсаторов мы поставляем и другие активные и пассивные компоненты, но при этом для нас важнее не продукты сами по себе, а решения, которые мы можем предложить заказчикам. Собственные разработка и производство MLCC-конденсаторов отличают Holy Stone от представителей типичной дистрибуции, дают нам возможность расширить спектр услуг технической поддержки и быть ближе к инженерным подразделениям компаний-заказчиков. Конечно, такие компании, как Yageo и Walsin, могут считаться нашими конкурентами, но они больше ориентированы на работу с производителями комплектующих для ПК. Их ежемесячные объемы выпуска продукции превышают 10 млрд. штук, и в основном это самые дешевые «массовые» конденсаторы малой емкости.
В каких областях находят применение конденсаторы Holy Stone? Есть ли среди ваших заказчиков, к примеру, производители материнских плат?
Мы выделяем три основные сферы применения наших MLCC-конденсаторов. Первая — коммутационные электротехнические устройства и телекоммуникационное оборудование. Вторая — компоненты ЖК-модулей. Как вы знаете, большие ЖК-панели содержат много ламп подсветки. Компоненты ЖК-модулей на основе таких панелей, в том числе — конденсаторы, должны выдерживать температуры до 100-125 ?C. Ряд производителей, в частности Foxconn, Delta Electronics и Darfon Electronics, предлагают таким компаниям, как AU Optronics и Chi Mei Optoelectronics, инверторы постоянного тока, выполненные с использованием наших конденсаторов с диэлектрическим материалом X7R. У этих конденсаторов отклонение емкости от номинала в температурном диапазоне от -55 до +125 ?C не превышает 15%. Наконец, третья сфера применения производимой нами продукции — критически важные конденсаторы для компьютерного оборудования. В частности, среди наших заказчиков есть изготовители ноутбуков; мы работаем по данному направлению с производителями материнских плат, но только с компаниями, относящимися к так называемому первому уровню.
Почему только с компаниями первого уровня?
Со многими другими производителями материнских плат в последнее время работать стало несколько рискованно.
Некоторые тайваньские производители материнских плат заявляют о том, что применяют конденсаторы только японского производства. Это как-то отражается на вашей компании?
Эрик Йе |
Теоретически они могут покупать только японские конденсаторы. Однако практически это почти невозможно, поскольку японские производители просто игнорируют поступающие с Тайваня заказы на конденсаторы малой емкости, стоимость которых очень невелика. Поэтому подобные заявления можно рассматривать скорее как маркетинговый ход.
В каких регионах находит сбыт продукция, поставляемая Holy Stone? Только на Тайване?
Около 80% наших продаж приходится на Китай и Тайвань, мы не отделяем их друг от друга, поскольку в Китае мы работаем с теми же самыми заказчиками, что и на Тайване. Как вы знаете, большинство тайваньских производителей имеют предприятие на территории континентального Китая. Кроме того, мы также поставляем продукцию в США, некоторые страны Европы, Корею и ряд других азиатских государств.
Но при этом значительную часть своих активов Holy Stone держит в японских йенах. Это отражает важность взаимоотношений с японскими поставщиками электронных компонентов?
Это отражает важность взаимоотношений с японскими поставщиками сырья, а из тех, кто производит электронные компоненты, — только с Panasonic.
Конечно, вы можете спросить «А как насчет того, чтобы закупать сырье в Китае?» Отвечу: мы рассматриваем этот вариант, но пока качество сырья (в частности, таких материалов, как палладий и никель) выше, когда оно поставляется из Японии.
В Японии у нашей компании есть исследовательская лаборатория. В MLCC-конденсаторах в настоящее время в качестве диэлектрика, как правило, используется материал на основе титаната бария с некоторыми добавками. Вот эти добавки и являются основным предметом исследований нашей японской лаборатории.
Верно ли, что большую часть оборота Holy Stone приносят продукты, изготовленные не на Тайване?
Верно в случае с активными компонентами, которые дают примерно 70% наших продаж. В случае с пассивными компонентами все наоборот: как правило, это продукты тайваньского производства, и они, кстати, приносят нам более половины прибыли.
Следует ли недавнее объявление Yageo о приобретении активов Compostar рассматривать как свидетельство консолидации тайваньской индустрии производства пассивных компонентов?
Прошлогоднее слияние Walsin Technology и Eden Technology, недавнее объявление Yageo — все это звенья одной цепи и, безусловно, свидетельства консолидации индустрии. Для нас этот процесс особой угрозы не представляет, поскольку ни Walsin, ни Yageo не являются нашими прямыми конкурентами. В целом же для индустрии, я полагаю, это хороший знак, поскольку теперь можно ожидать стабилизации цен.
Но почему? Консолидация индустрии нередко приводит к падению цен.
Для ответа на этот вопрос мне потребуется обрисовать структуру рынка MLCC-конденсаторов. Если представить его как пирамиду, то ее основанием станет сегмент самых недорогих «массовых» конденсаторов емкостью до 1 мкФ. Среднюю часть образует сегмент устройств, предназначенных для электрических цепей высокого напряжения, а верхнюю — MLCC-конденсаторы высокой емкости. Наша основная ниша — как раз та самая средняя часть, по сути, тонкая прослойка между основанием пирамиды и ее верхушкой, которые соответственно в двадцать раз и вдвое больше середины. Поэтому мы и не ожидаем никаких иных эффектов от консолидации индустрии, кроме стабилизации цен.
Возьмем для примера Compostar. Накануне своего слияния с Yageo эта компания в течение нескольких месяцев находилась под финансовым прессом, потому что в свое время чересчур увлеклась инвестициями, не получая должного возврата вложенных средств. Как следствие, компанию лихорадило из-за сменявших друг друга попыток поиска своей ниши на рынке, а вследствие этого лихорадило и рынок. В случае с Yageo ситуация принципиально иная. Во-первых, эта компания крупнее. Во-вторых, ее основная рыночная ниша четко очерчена — это недорогие «массовые» MLCC-конденсаторы. Увеличив в результате приобретения активов Compostar объемы производства, в Yageo могут попытаться сыграть на понижении цен в своей основной рыночной нише, но это вряд ли имеет смысл, поскольку эти цены уже и так очень низкие. Рынок MLCC-конденсаторов высокого напряжения не является приоритетным для Yageo. Падение цен не даст компании ощутимого выигрыша, а усилий для этого потребуется немало.
Уже более трех лет Holy Stone месяц за месяцем регулярно демонстрирует увеличение оборотов по сравнению с цифрами годичной давности. За счет чего удавалось этого добиться и как долго это может продолжаться?
Объяснение простое: поскольку Holy Stone занимается не только производством MLCC-конденсаторов, но и дистрибуцией других видов электронных компонентов, наращивание оборотов достигалось в основном за счет пополнения продуктовых линеек и увеличения количества поставщиков. С нынешнего года мы намерены концентрировать усилия на более прибыльных направлениях деятельности, рассматривая своей первоочередной задачей рост не оборотов, а прибыли компании.
Что такое MLCC
Многослойный керамический конденсатор, выполненный по технологии MLCC (Multi-Layer Ceramic Chip), структурно представляет собой «сандвич» с чередующимися тонкими слоями керамики и металла. Количество этих слоев в конденсаторе может доходить до нескольких сотен. Керамика чаще всего представлена титанатом бария (реже стронция) с некоторыми добавками, в качестве материала для металлических электродов может применяться палладий, платина или серебро (либо композиция этих металлов), а также никель. Выводы конденсатора припаиваются к обкладкам серебросодержащим припоем. Снаружи конденсатор окружает защитное покрытие.
MLCC-конденсаторы по сравнению с другими типами конденсаторов (в частности, алюминиевыми и танталовыми), как отмечают специалисты, обладают рядом преимуществ, такими как более высокая надежность, меньшее паразитное сопротивление и меньшая паразитная индуктивность. Согласно оценкам Panasonic Industrial, доля MLCC-устройств в общем объеме рынка конденсаторов доходит до 80%, что достаточно красноречиво свидетельствует об их популярности (некоторые эксперты, впрочем, полагают, что это завышенная оценка).