Смогут ли власти страны помочь развитию российских софтверных компаний?
Валентин Макаров

Надежда на скорую и существенную поддержку ИТ-индустрии со стороны государства начинает таять, как снег под весенним солнцем. Стремление президента России Владимира Путина снизить зависимость экономики от добывающих отраслей за счет развития высокотехнологичного сектора пока по разным причинам не в состоянии поддержать его подчиненные. Однако на кое-какие незначительные преференции разработчики могут рассчитывать.

События последних месяцев показывают, что федеральные чиновники федерального уровня то ли не заинтересованы в поддержке софтверной индустрии, то ли не знают, что предпринять, чтобы и отрасль поддержать, и не нанести ущерб бюджету. Местные же власти не в состоянии сделать многого.

Чтобы разобраться в достаточно запутанной истории с предоставлением государством преференций разработчикам, необходимо начать с того, в какой государственной поддержке российские софтверные компании нуждаются. А потом можно будет говорить о том, что они уже получили и на что могут рассчитывать в обозримом будущем.

По словам большинства разработчиков, в первую очередь они хотели бы снизить налоговое бремя. Особое влияние на деятельность софтверных компаний оказывает единый социальный налог, ведь в себестоимости продуктов и услуг разработчиков заработная плата занимает примерно 70%. В нашей стране ЕСН составляет 26%, а, скажем, в США — 15%. В Индии, лидирующей на мировом рынке заказного программного обеспечения, по данным ассоциации «Руссофт», и того меньше — 5%. Снижение ставок по другим налогам для софтверных компаний не столь существенно.

Толчком для развития индустрии разработки программного обеспечения могут стать технопарки. Для их строительства государство может выделить участки земли на льготных условиях, во многих экономически развитых странах возведение технопарков происходит за счет государственного бюджета. Также важно наладить подготовку нужного количества специалистов.

Рождение иллюзии

Первые надежды появились после того, как президент России принял в мае 2004 года три российские команды, ставшие призерами чемпионата мира по программированию среди студентов. После этого приема глава государства дал поручение профильным министрам подготовить «Концепцию развития рынка информационных технологий в Российской Федерации». Концепция была разработана и уже в ноябре одобрена правительством.

ИТ-сообщество положительно отнеслось к появлению данного документа.

В том же ноябре Владимир Путин посетил в Индии один из крупнейших в мире центров офшорного программирования Бангалор. На него произвели впечатление масштабы бизнеса, связанного с разработкой программного обеспечения, и президент стал еще большим сторонником развития софтверной индустрии в России.

Правда, приходилось слышать, что в Бангалоре в непосредственном окружении президента не оказалось экспертов, готовых разъяснить, какой именно опыт Индии полезен для России.

Так или иначе, на выездном совещании в Новосибирске в январе этого года под впечатлением от поездки в Индию президент не только одобрил идею создания четырех ИТ-парков (в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде), но также поручил главе МЭРТ Герману Грефу закончить к марту разработку закона «Об особых экономических зонах». Этот закон, предусматривающий особый режим налогообложения, призван способствовать появлению в России сразу нескольких «Кремниевых Долин» и «Бангалоров».

Доработка закона велась за закрытыми дверями. С ассоциацией «Руссофт», по заверению ее руководителей, разработчики из МЭРТ на контакт упорно не шли, несмотря на сильное желание такого контакта со стороны организации, представляющей интересы отрасли. В результате публике был представлен проект закона «Об ОЭЗ», который, как считают руководители софтверных компаний и представители Мининформсвязи, к ИТ-индустрии не имеет никакого отношения.

Родилась даже версия, что у такого варианта закона есть очень серьезные «заказчики», например инвесторы, которые намерены построить в России крупные сборочные заводы. По другой версии, в МЭРТ в состоянии цейтнота слепили закон «из того, что было» — проект «Об ОЭЗ» блуждал в правительственных коридорах около трех лет.

В последнее время в «Руссофт» нашли союзника в лице Мининформсвязи. Это ведомство предлагает сделать изменения в представленном законе, чтобы под его действие подпадали ИТ-парки.

Изменения, о которых настаивает Мининформсвязи, в нынешний законопроект вряд ли будут внесены. Во-первых, против этого решительно возражают разработчики. Во-вторых, у закона «Об ОЭЗ» и так много противников. А если круг предприятий, которые благодаря этому закону смогут получить налоговые льготы, расширится, то сопротивление может значительно возрасти. Тот же Минфин всегда с подозрением смотрит на попытки предоставления налоговых послаблений. И не без оснований.

Льгота — база для коррупции

Большая проблема заключается в том, что в России пока нет однозначно положительных примеров предоставления налоговых льгот какому-то виду бизнеса или какой-то территории. Во всяком случае, опрошенные специалисты в области налогообложения из Петербурга и Москвы привести примеров не смогли. А тому, что налоговые льготы в большей степени служили развитию коррупции и увеличению доходов криминальных структур, чем решению экономических и социальных задач, ради которых они предоставлялись, свидетельств немало.

Научное сообщество, похоже, не в состоянии помочь в разработке «правильного» закона о льготах. Эксперты-практики считают, что льготы приведут в наших условиях только к злоупотреблениям. Теоретики ограничиваются выдержками из учебников, подобными «Налоговые льготы служат эффективным инструментом регулирования...».

На условиях анонимности можно получить, например, такой комментарий: «Компании, экспортирующие услуги по разработке программного обеспечения, уже приспособились к ситуации. Они ничего не потеряют оттого, что не получат налоговых льгот, поскольку почти не платят налоги. Руководители таких компаний рассказывают, что доходы от экспорта почти не отражают в отчетности, подаваемой российской налоговой службе. Поэтому нововведения их не должны тревожить. Да и поступления в государственный бюджет от софтверных компаний крайне невелики. Отрасль пока не заслужила пристального к ней внимания со стороны правительства».

Не со всеми утверждениями этого эксперта можно согласиться. Так, группа компаний «Терком» является одним из крупнейших налогоплательщиков города Петродворец, имеющего статус района Санкт-Петербурга.

«Крупные и солидные софтверные компании (по нашим меркам это компании со штатом от 100-150 человек) стремятся платить все налоги. Для них и имидж важен, и проверить их доходы не составляет труда. А маленькие компании, где работает несколько человек (таких в городе тысячи), ничего не платят. Такая же ситуация и в других отраслях», — заявил Андрей Терехов, генеральный директор компании «Ланит-Терком».

Зона вместо парка

Из-за шумихи, поднятой вокруг закона «Об ОЭЗ», как-то забылась позиция по поводу налоговых льгот ассоциации «Руссофт». Члены объединения давно склоняются к тому, что технопарки нужны совсем не для того, чтобы получить какие-то налоговые послабления для компаний, которые туда попадут.

«В особые экономические зоны сможет попасть только небольшая часть софтверных компаний. Это нарушает условия конкуренции. К тому же таким образом создаются условия для злоупотреблений. Например, можно легко предположить, что ?прописка? в технопарках будет даваться за взятки. Нужно создавать нормальные условия налогообложения для отрасли в целом «, — заявил президент «Руссофта» Валентин Макаров.

В настоящее время «Руссофт» не «митингует» против поправок к этому закону, которые под ИТ-парки продвигает Мининформсвязи. Это можно объяснить тем, что тратить силы на протесты против того, что все равно, скорее всего, не пройдет, не имеет смысла. К тому же можно испортить отношения с профильным министерством. Да и Мининформсвязи рассматривает в качестве альтернативы льготы для всей отрасли. Не исключено, что «Руссофт» все же не против получения хоть каких-то льгот (пусть и технопаркам), если на налоговые послабления для всех российских софтверных компаний все равно рассчитывать не стоит.

Тут ясности пока нет, поскольку во всех этих предположениях отражены лишь взгляды отдельных членов объединения. Макаров утверждает, что в настоящее время есть надежда на предложение отдельного закона о мерах поддержки экспорта в сфере ИТ, над которым «Руссофт» работает вместе с Мининформсвязи. Предварительный вариант проекта этого закона должен быть готов к маю.

Фискальная сущность

Однако ситуация для предоставления любых льгот все же сегодня неблагоприятная. В России налоги выполняли лишь одну функцию — фискальную. Задача налоговиков — выполнение плана по поступлениям в бюджет. О том, что налоги могут выполнять еще и функцию регулирования экономики, задумываются немногие.

«Какой смысл в предоставлении льгот, если при этом увеличиваются задания фискальным органам по собираемости налогов? Налоговые органы не заинтересованы даже в краткосрочном снижении поступлений в бюджет. Поэтому не исключено, что на местах правдами и неправдами они будут добирать те суммы, на которые предоставлены льготы», — полагает Александр Баденко, генеральный директор «Лаборатории макроэкономических исследований».

Равнение на Индию по вопросам поддержки софтверной индустрии, мягко говоря, некорректно. В этой стране можно установить символические налоги для полумиллиона программистов при сотнях миллионов граждан, которые привычно и без всяких митингов пребывают в полной нищете.

Да и одно дело — создавать «Бангалоры» на пустом месте и для всех желающих, другое — «перекраивать» отрасль, выдавая пропуск в безналоговую зону избранным.

Синица почти в руке

Тем не менее именно в организации технопарков какая-то реальная помощь со стороны российских государственных органов возможна. Правительство Петербурга уже приняло решение о выделении «Руссофту» участка под строительство ИТ-парка. Существует еще три проекта ИТ-парков, которые прорабатываются университетами города. Аренда участков, судя по всему, будет льготной. Это уже «синица в руках». Кроме того, в федеральном бюджете предполагается предусмотреть 150 млн. долл., которые будут инвестированы в строительство технопарков в упоминавшихся четырех регионах. Но за эти деньги предстоит еще побороться.

Следует отметить, что Бангалор совсем не является образцом для первого ИТ-парка, который планирует построить «Руссофт» в Петербурге; ориентиром служат скорее скандинавские технопарки. Задуманный ИТ-парк просто станет еще одним местом концентрации разработчиков программного обеспечения. В Петербурге уже имеется такая концентрация в центре города на базе помещений, находящихся в оперативном управлении Университета информационных технологий, точной механики и оптики, а также в Петродворце на базе СПбГУ.

«В России настоящих технопарков еще нет. Есть просто бизнес-центры, в которых в качестве арендаторов преобладают высокотехнологичные предприятия. В классическом технопарке должен быть определенный набор компонентов — инкубатор для малых предприятий, поддерживаемый венчурным капиталом; центр подготовки специалистов; различные сервисные компании, обслуживающие резидентов парка. И наконец, центры разработки и исследовательские центры средних и крупных компаний, без которых ИТ-парк не сможет дать синергетический эффект», — полагает Макаров.

«Руссофт» планирует привлекать в основном негосударственные средства. Хотя какая-нибудь часть от выделяемых из федерального бюджета 150 млн. долл. могла бы ускорить строительство ИТ-парка, который планируется возводить поэтапно.

Однако оказалось, что по поводу бюджетных денег у Мининформсвязи совсем другие планы. В конце февраля он объявил, что пилотный проект строительства технопарка будет реализован в Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича. Соответствующее предварительное соглашение Мининформсвязи с правительством Петербурга уже заключено. Недовольные этим проектом указывают на то, что университет телекоммуникаций не входит в число ведущих центров подготовки программистов Петербурга.

Правда, Александр Демидов, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения и развития отрасли информатизации Комитета по информатизации и связи администрации Петербурга, утверждает, что относительно пилотного проекта, под который будут выделяться бюджетные деньги, окончательного решения еще не принято. Есть несколько вариантов, которые сейчас обсуждаются. Окончательное решение будет принято совместной рабочей группой Мининформсвязи и правительства Петербурга.

Стоит обратить внимание на суждение министра науки и образования Андрей Фурсенко, который в одном интервью сказал, что высокий уровень коррупции может затормозить развитие российских ИТ-парков.

Доказать очевидное

В настоящее время рассматривается возможность размещения в ИТ-парках таможенных постов, которые смогут фиксировать факт экспорта. Есть несколько вариантов решения проблемы возвращения НДС экспортерам ПО. Один из них предполагает полную отмену этого налога для программных продуктов. Но и в этом отношении нет определенности.

«Над законодательством необходимо работать. Однако при существующих условиях ожидать появления ?правильного законодательства?, которое будет адекватно использовано в правоприменительной практике, в ближайшее время не приходится», — считает Баденко.

Похоже, «Руссофту» еще придется провести огромную работу, которую в большей части должны выполнять чиновники. В частности, провести исследования, подтверждающие, что поддержка софтверной индустрии позволит не только увеличить налоговые поступления в бюджет напрямую от разработчиков программных систем, но и будет способствовать развитию других отраслей.

Не хватает только достаточно достоверных количественных данных, которые могли бы подтвердить эту вроде бы общепризнанную истину.

А направлять значительные средства на лоббирование «правильных» решений ИТ-отрасль не в состоянии — размер у нее не тот.


И это все о них.

Идея технопарков, прочно завладевшая умами государственных мужей и породившая некоторое смятение в рядах прагматичных бизнесменов, теперь пытается проникнуть в наиболее революционные головы общества — студенческие. Этой горячей теме посвящается уже второй семинар из цикла «Государство, общество, бизнес и ИТ» на факультете бизнес-информатики Высшей школы экономики.

Вслед за президентом IBS Анатолием Карачинским, представившим на первом семинаре цикла свой взгляд на пути развития ИТ в России («Наши шансы», Computerworld № 7 за 2005 год), в ГУ-ВШЭ выступил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев, познакомивший студентов с позицией государства по этому вопросу.

Сегодня 60% доходов федеральный бюджет получает от минерально-сырьевого комплекса, а удельный вес сырья в экспорте составляет 67%. В мировом ИТ-производстве доля нашей страны едва достигает 0,2%. После январского совещания в Новосибирске властями овладела идея перейти из стана поставщиков сырья в группу так называемых «квалифицированных исполнителей», производящих товары и услуги. При этом они не оставляют надежды в будущем войти в число технологических лидеров, где на долю отраслей, связанных с обработкой информации, приходится не менее 15% ВВП.

Как утверждают в Мининформсвязи, шансы занять свою нишу у нас есть. При должной поддержке со стороны государства к 2010 году отечественный ИТ-рынок должен вырасти до 40 млрд. долл. Господдержка будет заключаться в совершенствовании нормативно-правовой базы, создании ИТ-парков, которые станут «фабриками звезд» для инновационных компаний, развитии системы профессиональной подготовки специалистов и помощи отечественным предприятиям при выходе на мировой рынок. Как заявил Милованцев, Россия уже начала использовать методы государственного лоббирования интересов своих разработчиков на мировом рынке, так же как это делают страны-лидеры. Сегодня объем экспорта российского программного обеспечения составляет около 600 млн. долл., что уже больше экспорта автомобилей (380 млн. долл.) и сопоставимо с объемом экспорта в сфере атомной энергетики (850 млн. долл.). По мнению Милованцева, в ближайшее время ИТ обгонит по скорости развития даже телекоммуникационный рынок, растущий сегодня на 38% в год.

«Первые камни» в основание технопарков в Санкт-Петербурге и Дубне будут заложены уже в этом году. Обсуждается возможность присвоения технопаркам статуса особых экономических зон. Кроме того, планируется открыть центры координации и управления проектами создания технопарков. Предполагается, что это будут не государственные структуры, а ассоциации, состоящие из игроков рынка.

Создание ИТ-парков — лишь один из элементов проведения государственной политики, стимулирующей развитие ИТ в стране. Для ее реализации необходим фундамент в виде научной, образовательной и правовой базы, физической инфраструктуры, а также механизм финансирования. По расчетам Мининформсвязи, претворение в жизнь программы поддержки ИТ-отрасли обойдется государственному бюджету примерно в 18 млрд. рублей. В этом году на создание организационной структуры, разработку нормативно-правовой базы и проектной документации потребуется 395 млн. рублей. В 2006-2007 годах планируется ввести в действие основные объекты инфраструктуры ИТ-парков, начать подготовку преподавателей и привлечь иностранные инвестиции. Потребность в финансовых ресурсах на эти цели оценивается в 11,39 млрд. рублей. Собственно открытие технопарков и создание механизмов повышения квалификации преподавателей ожидается в 2008-2010 годах. На этом этапе понадобится 6,45 млрд. рублей государственных средств, и доля частного капитала в финансировании этих проектов увеличится.

Ирина Шеян, Computerworld Россия