Служба новостей IDG, Токио

Двадцать лет назад, в апреле 1985 года, корпорация Toshiba начала продажи T1100, первого в мире IBM-совместимого лаптопа. Появление этой машины стало одним из событий, положивших начало созданию отрасли с оборотом в миллиарды долларов. Тем более впечатляет то обстоятельство, что T1100 могло и не быть. Руководители Toshiba в Токио сначала скептически отнеслись к способности корпорации добиться значительного коммерческого успеха с выпуском этого компьютера

В 1985 году идея портативных компьютерных систем была не в новинку. Такие компании, как Osborne Computer, Radio Shack и Seiko Epson, уже начали производить собственные линейки мобильных компьютеров. Однако T1100 стала первой машиной, которая обладала набором базовых возможностей, ставших стандартными для всех мобильных компьютеров в последующие два десятилетие. Это устройство работало от внутренних перезаряжаемых аккумуляторных батарей, имело жидкокристаллический экран, дисковод для дискет 3,5 дюйма и, возможно самое важное, было совместимо с компьютерами архитектуры IBM PC.

Руководство Toshiba прекрасно осознавало, насколько важна подобная совместимость. Предпринятая за несколько лет до этого попытка компании выйти на американский рынок настольных ПК закончилась неудачей, поскольку предложенные тогда Toshiba компьютеры были несовместимы с системами IBM.

Официальный дебют T1100 в Европе состоялся в апреле 1985 года на выставке в Ганновере. Вскоре после этого начались продажи новых компьютеров в Германии

После этой неудачи группа из трех сотрудников Toshiba в 1983 году на два месяца приехала в Лос-Анджелес, с тем чтобы спланировать новую попытку корпорации заявить о себе на компьютерном рынке Соединенных Штатов. Над проектом, получившим название Brighter Blue, вместе со специалистами McKinsey & Company работали три представителя Toshiba — руководитель проекта, инженер и ассистент. Результатом этого исследования стал вывод, что над новым настольным ПК работать не стоит.

«В 80-е, несмотря на растущую популярность, переносные компьютеры оставались очень, очень большими», — сказал Асутоши Нишида, в то время возглавлявший проект, а теперь занимающий пост корпоративного исполнительного вице-президента компании Toshiba. (В июне нынешнего года Нишида станет президентом корпорации Toshiba, если такое назначение будет одобрено акционерами.)

«И мы решили создать складной переносной компьютер с жидкокристаллическим экраном, совместимый с IBM PC», — вспоминает он.

Группа вернулась в Токио, однако их план был воспринят с большим скепсисом. Высшее руководство Toshiba не верило, что такой компьютер получит признание на рынке под торговой маркой Toshiba. Нишида заметил, что разработку таких компьютеров для Toshiba на правах OEM можно было бы поручить другим компаниям, предоставив им право продавать их под своей торговой маркой, но и это предложение не нашло поддержки у руководства компании.

Отказ не поколебал уверенности Нишиды, и он по-прежнему продвигал идею создания лаптопа. В конце концов он добился одобрения этого проекта, но только после того, как пообещал продавать не меньше 10 тыс. таких компьютеров в год.

«Сейчас это кажется мизерной цифрой, но тогда было поистине огромным количеством», — заметил Нишида.

Одобрив проект в принципе, руководство Toshiba тем не менее не позаботилось о финансировании разработки. Подразделение персональных компьютеров корпорации не имело возможности реализовывать его на свои средства, и поэтому Нишида решил воспользоваться бюджетом отдела международных продаж и маркетинга. Созданием T1100 занималась группа из десяти инженеров, в состав которой входил Нобуюки Танака, сейчас занимающий пост старшего вице-президента подразделения Toshiba Digital Media Engineering.

Группа Танаки начала работать над T1100 в апреле 1984-го, и к августу того же года прототип был готов.

Прежде чем перейти к коммерческому этапу проекта, группе предстояло решить еще одну серьезную проблему. Опыт Toshiba работы с настольными ПК показал, что почти никто не покупает персональный компьютер без программного обеспечения и, хотя T1100 был IBM-совместим, в нем использовались 3,5-дюймовые дискеты. В то время стандартными для отрасли считались диски на 5,25 дюйма, и для гибких дисков меньшего размера просто не существовало дистрибутивов программного обеспечения.

Нишида отправился на встречу с представителями компании Lotus Development (теперь это подразделение IBM), где обратился к менеджеру по продажам в странах Европы с просьбой предоставить версию Lotus 1-2-3 на новых гибких дисках, но получил отказ. Таким же был результат и второго его посещения Lotus, но Нишиду это не остановило. Впрочем, безрезультатными оказались и третье, и четвертое его обращения.

«К четвертому моему посещению им надоела моя настойчивость, — рассказывает Нишида. — Он сказал, что мог бы в качестве личного одолжения поговорить с инженером, но отказался предпринять какие-то официальные шаги. В следующий раз я приехал в Lotus как частное лицо, и он передал мне Lotus 1-2-3 на дискетах размером 3,5 дюйма. Приложение работало великолепно».

Харукихо Банно, тот самый инженер, который сопровождал Нишиду при поездке в Лос-Анджелес, сейчас занимает пост генерального директора Toshiba Digital Media Engineering. Банно отметил, что совместимость на уровне программного обеспечения составила серьезную часть работы над T1100.

В то время IBM-совместимость не всегда гарантировала, что все программное обеспечение будет работать. В первую очередь в Toshiba хотели заставить работать на новой машине Microsoft Flight Simulator. Тогда это приложение было одним из самых популярных. В конце концов усилия группы увенчались успехом, и это приложение стало выполняться на T1100. Однако в одном из первых обзоров той поры отмечается, что ряд других приложений на T1100 запустить было невозможно.

Мобильный компьютер T1100 имел процессор Intel 80C88 и память емкостью 256 Кбайт (в стандартной конфигурации). Кроме того, новая модель была оснащена отражающим жидкокристаллическим экраном с разрешением 640x200 пикселов, способным отображать 25 строк по 80 символов. Компьютер также имел один 3,5-дюймовый дисковод для гибких дисков емкостью 640 или 720 Кбайт. Его размеры составляли 31,1x6,6x30,5 см. Весил компьютер 4,1 кг. В T1100 была установлена IBM-совместимая операционная система, разработанная Toshiba, и использовалась BIOS компании Microsoft.

Первый мобильный компьютер Toshiba стоил 6480 немецких марок, или примерно 2090 долл.

Все последующее лето Нишида потратил на визиты в ведущие европейские компании, где рекламировал свою машину. Первые продажи дали Нишиде аргументы, которые были необходимы для заключения дальнейших сделок, поскольку, как и в случае с программными компаниями, теперь он мог в переговорах использовать факт продажи T1100 конкурентам для того, чтобы склонить чашу весов на свою сторону. В конце 1985 года T1100 впервые появились в США на выставке Comdex, а в начале 1986-го начались их продажи на территории США.

К концу 1985 года было продано почти 10 тыс. лаптопов.