SAP переходит на сервис-ориентированную архитектуру
На традиционном весеннем форуме SAP руководители компании рассказали не только о ее новых продуктах, но и о перспективах развития рынка систем автоматизации в целом. Одной из ключевых тем форума стало обсуждение концептуально новых решений, призванных сменить ERP-системы в их сегодняшнем виде. О том, как развивался данный сектор в течение последнего десятилетия и что ждет его в ближайшем будущем, подробно рассказал управляющий директор SAP в странах СНГ и Балтии Алексей Шлыков, а также приехавший в Москву исполнительный директор SAP Хеннинг Кагерманн.
Этапы большого пути
По словам Шлыкова, становление систем автоматизации управления предприятиями началось в 70-х годах с распространением мэйнфреймов. В этот период SAP представила интегрированные бизнес-решения R/1 и R/2. Следующим шагом стало появление в середине 80-х отдельных специализированных систем управления персоналом и финансами, а также решений по автоматизации документооборота, логистики и отчасти самого производства. Еще десять лет спустя доминирующей стала клиент-серверная архитектура, на которой базировались масштабируемые решения следующего поколения — SAP R/3, SAP APO и SAP BW.
Примерно в тот же период, начиная с 1996 года, на рынке стали появляться и первые Internet-системы, производители которых попытались взять за основу единой системы порталы, объединявшие «под своей крышей» системы автоматизации документооборота, онлайновые магазины, ERP-решения и различные корпоративные сервисы. Итогом такого развития стал подход «лучшее в своем классе», ставший популярным к 2000 году и предполагавший интеграцию решений от разных производителей, специализирующихся каждый в своей области (скажем, i2 — для организации цепочек поставок, Siebel — для создания CRM-систем, Oracle — для управления финансами, Microsoft — для ведения проектов и т. д.). В качестве «центрального» ERP-решения SAP предлагала все ту же систему R/3, которая успешно функционирует в ряде крупнейших мировых предприятий и сегодня. Кроме того, в 1999 году на рынок вышло семейство решений mySAP, построенных на Internet-архитектуре и рассчитанных на удовлетворение потребности в автоматизации гетерогенных бизнес-процессов.
Казалось бы, такое положение вещей устраивало всех — и производителей, решения которых не конкурировали, а дополняли друг друга, и клиентов, получивших возможность «по кирпичикам» строить свою информационную систему, и интеграторов, услуги которых требовались все большему количеству компаний. Однако в SAP рассудили иначе, и в 2003 году сделали ставку на комплексную интеграцию бизнес-процессов, выпустив платформу SAP NetWeaver, базирующуюся на сервис-ориентированной архитектуре (service-oriented architecture, SOA).
Именно SOA ляжет в основу принципиально нового поколения решений, переход к которому, как полагают SAP, по значимости сопоставим с отказом от мэйнфреймов в пользу клиент-серверной архитектуры. Предполагается, что сервисная архитектура позволит преодолеть главные недостатки подхода «лучшее в своем классе» — высокую общую стоимость владения и сложность ИТ-ландшафта.
Да здравствует BPP!
Хеннинг Кагерманн |
«Уже к 2007 году SAP планирует осуществить перевод всех собственных приложений на новое поколение интегрированной платформы NetWeaver под названием Business Process Platform», — заявил Кагерманн.
Основной идеей Business Process Platform является создание многократно используемых процессов на уровне приложения и комбинирование их с NetWeaver. Поэтому BPP можно расценивать как эволюционное продолжение NetWeaver, в котором появится дополнительная возможность исполнения готовых процессов.
Гибкость нового подхода заключается в возможности использовать в своих приложениях отдельные готовые фрагменты, например функцию обработки заказов, благодаря которой для использования CRM-решений SAP заказчику не обязательно полностью внедрять соответствующее решение компании. При этом в BPP будет сохранена платформенная независимость, а также открытая архитектура, позволяющая пользователям выбор языка для разработки дополнительных модулей. По словам Кагерманна, флагманский продукт компании — mySAP ERP уже работает на NetWeaver, а все решение mySAP Business Suite будет переведено на эту платформу уже в нынешнем году.
Основными преимуществами построения ИТ-инфраструктуры на основе концепции архитектуры сервисов предприятия (enterprise services architecture, ESA) в SAP называют гомогенность системного ландшафта и среды разработки, масштабируемость решений, а также сохранение и контроль инвестиций. Кроме того, по сравнению с предыдущей, трехзвенной клиент-серверной архитектурой решения на основе ESA позволяют строить кросс-системные бизнес-процессы и создавать ролевые интерфейсы пользователей, построенные на основе сервисов предприятия. По словам Кагерманна, ESA следует рассматривать как набор относительно автономных организационных единиц, которыми можно управлять независимо, но которые функционируют совместно в рамках общих принципов и соглашений об уровне обслуживания.
Клиент всегда прав
Именно ускорение процесса создания новых сервисов и обеспечение их большей гибкости в SAP считают основной потребностью своих заказчиков на сегодняшний день. Согласно представленным SAP результатам опроса более 200 руководителей высшего звена и старших менеджеров, проведенного по заказу компании, основным источником конкурентной угрозы в 2010 году будет объединение существующих игроков рынка в отдельных отраслях в более крупные предприятия. Так считает 58% опрошенных. Соответственно, в основу стратегии возглавляемых ими компаний ляжет не разнообразие (выпуск новых продуктов и услуг), а специализация (поиск новых клиентов и рынков для существующих продуктов и услуг).
Исходя из этого, главным преимуществом в конкурентной борьбе станет гибкость бизнес-процессов, которые должны быть способны адаптироваться к любым изменениям на рынке быстрее, чем у других игроков рынка. Любопытно, что данная тенденция является глобальной — ставку на новые модели бизнеса, а не на новые продукты и услуги делают большинство руководителей компаний не только в России, но и в Европе (52%), и в мире в целом (54%). Кроме того, примерно 80% опрошенных и в России, и в мире уверены, что к 2010 году ценность брэнда будет в большой степени связана с качеством корпоративного управления.
Что же касается роли ИТ, то примерно половина опрошенных российских менеджеров считает, что в период с 2005-го по 2010 год их основной задачей будет улучшение отношений с клиентами.
По словам Кагерманна, исполнительного директора SAP, в ответ на эти потребности на рынке платформ класса слияния приложений и инфраструктуры (так называемый Applistructure) появятся несколько игроков, а вокруг этих платформ будут формироваться многоуровневые экосистемы.
«Клиенты ожидают, что компания SAP будет надежным посредником в процессе такой консолидации, и мы уверены в том, что сможем занять доминирующее положение среди поставщиков бизнес-платформы», — заявил Кагерманн.