«Директор информационной службы»
Лояльные клиенты — главный актив любого предприятия
Информационная система — ключевой компонент успешного управления производственным предприятием. Деятельность предприятия состоит из множества процессов, взаимодействующих между собой, и наиболее важными из них являются продажи и производство. На их стыке возникает большинство проблем, связанных с несогласованностью, например срыв поставок и снижение оборачиваемости запасов.
Для предприятия в отсутствие четкого планирования типичной является ситуация, когда осуществляется прием заказов, которые невозможно выполнить. При этом почти всегда операционная стратегия предприятий унифицирована для всех клиентов. Это гарантирует срыв поставок, что ведет к неудовлетворенности клиентов, порой очень выгодных. Однако даже в случае перебора заказов есть возможность минимизировать негативные последствия. Обычно клиентам предлагаются одни и те же сроки выполнения заказов в отсутствие их взаимоувязки. Если же дифференцировать клиентов по видам (скажем, VIP, «постоянные» и «случайные»), то появляется возможность предлагать им различные уровни сервиса, например различные сроки выполнения заказов. Под ключевую группу клиентов может осуществляться резервирование складских запасов. Это позволяет быть уверенным в лояльности наиболее важных для предприятия клиентов.
Продукты также могут быть разделены на группы по регулярности продаж. В рамках планирования может происходить изменение типов производства для различных продуктов. Для ходовых товаров можно рекомендовать конвейерное производство на склад и планирование с учетом сезонной составляющей. Для неходовых товаров очень важно организовать управление ожиданиями клиентов, в частности предупреждая о возрастании сроков производства под заказ. Заблаговременное предупреждение клиента, а не констатация факта задержки выполнения заказа может серьезно повлиять на его лояльность.
Таким образом, порождаются базовые требования к информационной системе производственного предприятия: поддержка различных типов производства и среднесрочного планирования.
«Не надо изобретать велосипед. Стандарт ERP II, которому соответствует большинство предлагаемых на рынке решений по управлению предприятием, содержит группы функций, удовлетворяющих основным требованиям предприятий», — уверен Андрей Замыслов, руководитель направления Microsoft Axapta компании NaviCon.
Тем не менее внедрение ERP-системы должно быть осмысленным. Его задача — не только замена самописных приложений, но и изменение бизнес-процессов предприятия. Цель проекта должна быть конкретна и по возможности измерима.