Михаил Фрадков подписал постановление о введении предотгрузочных инспекций
В середине апреля премьер-министр Михаил Фрадков подписал подготовленное Минэкономразвития РФ положение «О предотгрузочной инспекции».
Предотгрузочная инспекция — это процедура проверки качества, количества, стоимости и других характеристик товаров, предназначенных для импорта, в данном случае — в Российскую Федерацию. Положение о предотгрузочной инспекции разработано в соответствии с федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Суть документа в следующем. С 2006 года многие категории импортируемых товаров будут проходить досмотр дважды: не только на границе, но и при погрузке на территории экспортера. Этой процедуре будут подвергаться все товары из так называемой группы риска. К ним в МЭРТ относят прежде всего бытовую и компьютерную технику, одежду, обувь и даже некоторые продукты питания.
Такой вид осуществления контроля импорта для защиты внутреннего рынка используют во многих странах. В России впервые идея была озвучена в 2003 году, когда Госдума принимала законопроект «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который должен был поставить заслон «серому» импорту. Тогда методов госрегулирования насчитали всего четыре: тарифно-таможенное, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, экономические и административные меры, способствующие развитию ВТД.
И только при доработке проекта, во втором чтении, появилось упоминание о предотгрузочных инспекциях.
Признанным лидером рынка пред?отгрузрочной проверки, имеющим почти эксклюзивное право проводить инспекцию импортируемых товаров перед их отгрузкой заказчику, является швейцарская компания Societe Generale de Surveillance. Именно с ней ведет переговоры и Россия. SGS имеет офисы в 140 странах мира, в компании работает около 30 тыс. специалистов.
Скептики утверждают, что опыт введения в других странах предотгрузочных инспекций не дал положительного результата. На постсоветском пространстве, например, ее ввели в Молдавии с 1 декабря 2001 года — для борьбы с контрабандой и ради выполнения определенных обязательств перед Международным валютным фондом. Однако уже вскоре после введения инспекции некоторые члены правительства, а также представители деловых кругов потребовали ее отменить, так как предприятия, да и экономика в целом понесли большие убытки. Объединения молдавских предпринимателей, которые обратились к правительству с просьбой аннулировать распоряжение о введении новой процедуры, начали чуть ли не напрямую обвинять правительство в установлении скрытого налога, что запрещено законодательством. Деятельность предотгрузочной инспекции, осуществлявшейся как раз силами SGS, была приостановлена в сентябре 2002 года, после того, как Конституционный суд объявил неконституционными два постановления правительства о ее введении, но в июле 2003-го возобновилась снова.
Введение предотгрузочных инспекций для импортеров будет означать, что помимо таможенных платежей у них появится новая статья расходов. Кроме платы за услуги проверяющего органа (1% стоимости ввозимого товара) им придется заплатить за перегрузку и простой транспорта. По подсчетам импортеров бытовой электроники, основной ущерб они понесут в «высокие» сезоны, когда через таможню проходит свыше 10 тыс. фур с техникой в месяц. При этом убытки за счет введения инспекции составят примерно 2 тыс. долл. с каждой машины. Таким образом, импортеры в совокупности будут терять около 20 млн. долл. в месяц.
Как заявил в интервью «Коммерсанту» исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев, после введения инспекции рост цен на импортные товары составит 3%, а на отдельные виды товаров — до 10%. Там же президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Пляцевой высказал опасение, что может повториться история с защитными марками, которые продавали пачками всем желающим. И добавил: «У нас всего шесть таможенных терминалов, на которых оформляется бытовая техника. Гораздо проще навести порядок здесь, чем делегировать полномочия за границу».
Разумеется, представители властей и компаний, специализирующихся на предотгрузочных инспекциях, призывают не делать скоропалительных выводов, а учитывать также положительные стороны введения новой формы досмотра.
Двойной контроль, по их заявлениям, позволит сделать структуру импорта более прозрачной, предотгрузочные инспекции защитят отечественные компании в случае вступления России в ВТО. По заверениям представителей SGS, предотгрузочные инспекции помогли развивающимся странам сдержать поток дешевых и некачественных товаров, которые хлынули в них после снижения импортных пошлин, и защитили местных производителей от неравной конкуренции.
Пока документ существует в довольно общем виде. В нем указан лишь механизм проведения предотгрузочных инспекций, но нет полных данных о товарной номенклатуре, которая подпадает под дополнительный контроль. По словам импортеров, знакомых с ситуацией, список продукции будет уточнен в ближайшие месяцы, а осенью будет объявлен тендер, по результатам которого будет отобрана одна или несколько компаний для проведения предотгрузочных инспекций. Положение вступит в силу с начала 2006 года.