Компания Siemens на «Связь-Экспокомм 2005» ставила задачу «наладить контакты» с конечными пользователями
Недаром Siemens работает в России уже 150 лет. Представляя телекоммуникационное подразделение концерна на выставке «Связь-Экспокомм 2005», по-русски говорил не только президент российского подразделения Siemens Communications Раймонд Армес, закончивший Московский электротехнический институт связи, и более десяти лет работающий в российском отделении, но и президент Siemens в России Хенрик Фристацки, назначенный на эту должность лишь в прошлом году. Они озвучили финансовые итоги прошлого года, рассказали о технологических новинках, представленных на выставке, а также прояснили судьбу мобильного подразделения концерна, некоторое время остававшуюся под вопросом.
Хенрик Фристацки озвучил финансовые итоги прошлого года и прояснил судьбу мобильного подразделения концерна, некоторое время остававшуюся под вопросом |
Оборот Siemens в России в 2004 финансовом году (завершившемся в сентябре) составил примерно 1,2 млрд. евро (мировой — свыше 75 млрд. евро). Оборот локального телекоммуникационного подразделения не назывался, но его доля в мировых продажах вряд ли сильно расходится с общей долей России в мировом бизнесе концерна (менее 2%). А весь рынок, на котором работает Siemens Communications, оценивается в 280 млрд. евро, причем продажи этого департамента в мире достигли в прошлом году 18 млрд. евро (около 6% рынка), обеспечив компании место в тройке лидеров.
Армес выделил две основные и устойчивые тенденции телекоммуникационного рынка — рост доходов от передачи данных и рост мобильности пользователей. Первая способствует работе над увеличением пропускной способности каналов связи, вторая — развитию беспроводных технологий и созданию мостиков между технологиями.
Спектр телекоммуникационного оборудования Siemens простирается до беспроводных таксофонов, и для выставки приходится делать выборку. По словам Армеса, Siemens рассматривает участие в «Связь-Экспокомм» в большей степени как инструмент работы с конечными пользователями, для взаимодействия с операторами используя «Инфоком». Тем не менее на «Связь-Экспокомм 2005» были представлены не только абонентские устройства, но и конвергентные решения для организации связи в фиксированных, мобильных и корпоративных сетях, в том числе позволяющие операторам расширять перечень услуг. Армес считает, что конвергенция фиксированной и мобильной связи для России особенно актуальна, ибо здесь и та, и другая часто находятся в одних руках (как, например, в «Связьинвесте» или «Системе Телеком»). Кроме того, по его мнению, 2005 год станет переломным для сегмента услуг операторам связи, например по оптимизации и проектированию сетей, который в России только начинает развиваться.
Путь к сердцу абонентов
В первую очередь, на выставке демонстрировались самые зрелищные технологии. В частности, доставка мультимедийного контента мобильным абонентам, но не простая, а с возможностью межстандартного роуминга. Решение под названием Media Delivery Solution предназначено для операторов мобильной связи. С его помощью абоненты этого оператора, а также находящиеся в роуминге, получают доступ к Web-сервисам и потоковому видео через точку доступа с возможностью высокоскоростной передачи данных по сетям CDMA 2000 и Wi-Fi, выбирая при этом сети различных стандартов связи. Терминальным устройством для демонстрации послужил КПК Fujitsu Siemens Loox со встроенными модулями Wi-Fi и Bluetooth, а также подключенным модемом UM-100 компании Ubiguam, работающим в стандарте IMT-MC-450 (CDMA 2000). Терминалы, поддерживающие GSM/CDMA 2000/Wi-Fi, еще находятся в разработке, на выставке демонстрировался прототип, позволяющий использовать сети CDMA 2000 и Wi-Fi для передачи данных, а также подключаться по технологии Bluetooth к компьютерам и мобильным GSM-телефонам. Ожидается, что в будущем появится также устройство с функциями смартфона, авторизация которого в беспроводных сетях любых стандартов будет обеспечиваться единой картой R-UIM/SIM.
В этой же идеологической струе находится другое решение Siemens, адресованное уже операторам фиксированной связи: Surpass Home Entertainment позволяет пользователю получить доступ к поддерживаемому провайдером центру развлечений, электронной почте и другим услугам по DSL-линии или иным средам доступа, превратив свой телевизор в домашний коммуникационный центр.
«На наш взгляд, это очень перспективное направление», — отметил Армес.
Кроме того, на своем стенде Siemens продемонстрировала передачу данных по технологии HSDPA (High Speed Downlink Packet Access) для радиоподсистемы 3G, которая дает возможность увеличивать скорость передачи информации до 3 Мбит/с на абонента. В компании утверждают, что базовые станции NB-88x, поддерживающие технологию HSDPA, дадут операторам возможность экономить до 30% расходов на электроэнергию и обслуживать вдвое больше абонентов. Российским корпоративным заказчикам впервые представили коммуникационную платформу HiPath 4000 с SIP протоколом емкостью до 10 тыс. абонентов, а также беспроводное решение HiPath WLAN, обеспечивающее сохранение сеансов беспроводной IP-телефонной связи при перемещении пользователя из одного сота WLAN в другой. Для конвергенции мобильных сетей GSM/EDGE внутри зданий Siemens предложила nanoGSM — комплекс малогабаритных мобильных приемопередающих станций, интегрирующихся в существующие корпоративные IP-сети. А совместно с оператором сотовой связи SkyLink компания показывала SkyMAX — решение по передаче голоса и данных в режиме реального времени на базе стандарта WiMAX.
«Мы стараемся не давать нашим конкурентам расслабиться», — заявил Армес.
Дела мобильные
В настоящее время Siemens укрепляет свои позиции на рынке инфраструктурного оборудования для мобильной связи. В конце апреля 2005 года Siemens Communications подписала контракт с МТС на 265 млн. долл., по условиям которого в 2005 году будут поставлены дополнительные приемопередающие базовые станции, новое коммутационное оборудование и программное обеспечение для расширения сети МТС в России, Белоруссии и на Украине. Сумма ранее заключенного контракта с другим мобильным оператором — «МегаФоном» увеличена до 200 млн. евро.
А вот подразделение по производству мобильных телефонов в последнее время не радовало руководство Siemens, принося убытки, вызванные задержкой с выводом на рынок новых моделей, дополнительными расходами на устранение недостатков в программном обеспечении, а также ценовым давлением со стороны азиатских конкурентов. Поэтому в конце апреля руководство концерна приняло решение выделить его в самостоятельную структуру. Подобные прецеденты уже были, в частности, Infineon Technologies, в свое время отпочковавшаяся от Siemens, сегодня работает довольно успешно. С нового финансового года планируется создать новую дочернюю компанию со 100-процентным капиталом Siemens. Однако по окончании реструктуризации, возможно, будет сформировано совместное предприятие с одним из российских партнеров. В всяком случае, любители этой распространенной марки телефонов могут вздохнуть с облегчением — вопрос о продаже или закрытии подразделения мобильных телефонов уже не рассматривается. Как доказательство жизнеспособности этого направления, на «Связь-Экспокомм 2005» компания представила около десятка новых моделей мобильных телефонов 75-й серии, беспроводные телефоны стандарта DECT и беспроводные модули.