Третий год подряд ассоциация АП КИТ проводит в Санкт-Петербурге конференцию для руководителей крупнейших ИТ-компаний, работающих на российском рынке — IT-Summit. Уже по его программе, формируемой в соответствии с пожеланиями его участников, можно сделать ряд любопытнейших наблюдений, касающихся ситуации в российской ИТ-отрасли. Например, общее для всех больное место — кадры; эту тему обсуждали почти нон-стоп

Третий год подряд ассоциация АП КИТ проводит в Санкт-Петербурге конференцию для руководителей крупнейших ИТ-компаний, работающих на российском рынке — IT-Summit. Аудитория конференции, пожалуй, — одна из самых требовательных. Это тот случай, когда статус членов президиума соперничает с регалиями сидящих в зале генеральных директоров, президентов, председателей советов директоров и также глав представительств. Состав участников саммита весьма точно отражает структуру российского ИТ-рынка. Правят бал поставщики и продавцы оборудования, широко представлены системные интеграторы, продуктовые софтверные компании можно пересчитать по пальцам, разработчики заказных программ мало заметны (впрочем, последние проводят собственные специализированные мероприятия). У ритейлеров компьютерной техники наверняка нашлось бы больше общих тем, например, с продавцами бытовой электроники, чем с разработчиками. Однако в других отраслях нет такого уникального сообщества, которое можно было бы назвать дружным, если бы это слово было применимо к бизнесу. Зато определение «конструктивного» оно вполне заслуживает.

Уже по программе IT-Summit, формируемой в соответствии с пожеланиями его участников, можно сделать ряд любопытнейших наблюдений, касающихся ситуации в российской ИТ-отрасли. Например, общее для всех больное место — кадры; эту тему обсуждали почти нон-стоп.

Желаем знать, что будет

В первую очередь, руководителей интересует общая картина рынка, тенденции и прогнозы его развития. Как воспринимается Россия иностранными инвесторами? Насколько наш опыт отличается от практики других стран? По мнению представлявшего «взгляд извне» старшего вице-президента Economist Corporate Network Даниэля Торнили, если Россия и не обладает такой привлекательностью для инвесторов как, например, Китай, то прекрасно может послужить для диверсификации бизнеса. Бизнес в России отличается не только высокой динамикой, но и самым высоким коэффициентом возврата на инвестиции. В противовес обычным сетованиям на неблагоприятную для предпринимательства среду, Торнили воодушевил участников форума заявлением, что правовые и налоговые условия в России «можно сказать, райские» по сравнению с другими странами, да и местный уровень коррупции отнюдь не уникален. Интересно, что при этом в числе названных им трудностей на пути развития бизнеса в России оказалась не только реализация законов, но и высокие требования потребителей к качеству продукции.

На IT-Summit регулярно выступают представители аналитических компаний, проводящих исследования российского ИТ-рынка. В 2004 году, по оценке ITReseach, объем российского рынка компьютерного оборудования в потребительских ценах составил 6,4 млрд. долл., в то время как весь ИТ-рынок, включая программные продукты и услуги, оценивается в 10-12 млрд. долл. Руководители ИТ-компаний часто выражают скепсис по поводу данных, представляемых аналитиками. Тем не менее, по мнению большинства из них, эти цифры достаточно достоверны, чтобы планировать развитие бизнеса. А для повышения уровня доверия к аналитическим отчетам участники форума посоветовали исследовательским компаниям озвучивать степень погрешности расчетов.

В любом случае для планирования используются как минимум три источника информации: собственные данные, аналитика и различные косвенные сопоставления. По словам генерального директора «Аскон» Александра Голикова, рост экономики на 11-12% позволяет компании расти на 100% в год, а увеличение промышленного производства на 6-7% дает возможность вырасти на 45%. ВВП в странах СНГ растет быстрее, чем в России, поэтому многие российские ИТ-компании интенсивно развивают бизнес на Украине и в Казахстане.

Что касается оценки перспектив российского ИТ-рынка, многие участники саммита согласились бы с директором «1С» Борисом Нуралиевым.

«Эйфории по поводу будущего не испытываю, хотя в целом рынок выглядит бодро», — отметил он.

По мнению директора Elashkin Research Михаила Елашкина, моделью отечественного ИТ-рынка может служить ситуация с офшорным программированием: себестоимость производства растет, а цены падают. Зато продажа программного обеспечения перестала представлять собой проблему. Ограничивать рост бизнеса будет в основном кадровый дефицит, эта проблема встанет в полный рост уже в следующем году.

Электронный бизнес и реальные деньги

В деловой среде не увядает интерес к способам организации бизнеса в Internet. Основные модели электронного бизнеса (медиарынок, коммерция и поисковая реклама) настолько разнятся, что представлявшие их на саммите компании AdWatch, eHouse и «Яндекс» объединяет лишь слово Internet и характерная для этой среды персонификация бизнеса.

Как подчеркнул директор агентства Internet-рекламы AdWatch Лев Глейзер, основной рынок Internet — это сервисы, с генераторов трафика провайдеры уже денег не берут. По словам генерального директора «Яндекса» Аркадия Воложа, считающего свою компанию именно сервисной, Internet-аудитория платит за сервисы не менее охотно, чем пользователи мобильных телефонов, если имеется простой способ оплаты. В прошлом году «Яндекс» провел 20 тыс. рекламных кампаний, которые принесли ему 17 млн. долл., и ожидается, что в этом году эта цифра удвоится. При этом модель контекстной рекламы (размещаемой в результатах поиска) явно выигрывает у традиционной медийной (размещения баннеров на сайте компании). «Яндексу», обрабатывающему примерно 15 млн. запросов в день, треть которых связана с поиском товаров и услуг, медийная реклама приносит лишь четверть доходов, а поисковая — три четверти. По словам Воложа, это отражает и мировую тенденцию.

Принцип узкой направленности, «адресности», используется и в Internet-торговле.

«Мы продаем все, что можно продать в Internet, и у нас для каждого покупателя своя цена», — заявил исполнительный директор eHouse Владислав Улендеев. Оборот eHouse в прошлом году составил 50 млн. долл., не слишком много по сравнению с офлайновым бизнесом, но руководство холдинга уверено, что использование Сети для персонификации бизнеса позволит продавать больше уже в ближайшем будущем. Программный «движок» позволяет холдингу строить баннеро-обменные сети «по интересам». По словам Улендеева, примерно треть сайтов российского сегмента Сети используют эту технологию eHouse (около 90 тыс. сайтов и тысяча тематических баннеро-обменных сетей). Комиссию за ее использование, равную 10% от количества показанных баннеров, холдинг использует для продвижения собственных Internet-магазинов, другие виды рекламы практически не применяются. Самым ценным эффектом данной модели является возможность показа персонифицированной рекламы. Кроме того, информацию о предпочтениях посетителей собирают развлекательные сайты холдинга, так что почти всегда известно, кому имеет смысл показывать тот или иной баннер.

«Мы точно знаем, сколько нам стоил каждый покупатель, и это колоссальное преимущество перед обычной коммерцией», — отметил Улендеев.

Но коса технологий нередко находит на камень под названием «человеческий фактор». В этом смысле показательна судьба b2b-проекта eHouse по продаже компьютерной техники: e-Matrix вышел на точку безубыточности, но основными пользователями площадки остаются собственные магазины холдинга. Почему другие участники рынка не используют возможность закупаться по минимальной на рынке цене и страхование рисков покупателя?

«Менеджеры покупают там, где дороже, в ущерб собственнику», — заявил Улендеев, имея в виду не столько взятки, сколько такую популярную нынче форму поддержания лояльности, как дилерские конференции.

Концепция со смещенным фокусом

Организаторы форума умело не дали угаснуть интересу к программе мероприятия до его окончания, припася напоследок выступление самого высокого гостя — министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана. По его словам, окончательное утверждение Концепции развития российского ИТ-рынка, одобренной правительством осенью прошлого года, является формальностью, а предусмотренная ею господдержка позволит увеличить объем российского ИТ-рынка до 40 млрд. долл. в 2010 году. Основными направлениями поддержки станут изменения в режиме налогообложения и создание базовой инфраструктуры ИТ-парков. В июне Мининформсвязи должно представить в правительство проект государственной программы развития технопарков, а в августе — планы четырех пилотных проектов, разработанные совместно с субъектами Федерации.

Объясняя, почему изо всего комплекса мер концепции, государство выбрало в качестве приоритета офшорную модель, а из нее — технопарки, директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов подчеркнул надежду на ее быстрое срабатывание. В продуктовой модели больших усилий требует маркетинг, построение партнерских сетей. Создание государственного фонда венчурного финансирования остается приоритетом, но «параллельно с технопарками это трудно».

«Нам нужно, чтобы лидеры отрасли росли ураганно быстро, тогда они станут конкурентоспособными хотя бы по размеру», — заявил Бяхов. Претендентов на «ураганный рост» хоть отбавляй: за последние месяцы число обращений от организаций, желающих получить статус ИТ-парка, перевалило за полсотни.

Между тем компромисс между ведомствами, участвующими в разработке нормативной базы для воплощения в жизнь идеи технопарков, так и не найден. Разногласия с фискальными органами и МЭРТ на сегодняшний день не преодолены, и реализация льготного налогового и таможенного режима не согласована. Бяхов еще раз подчеркнул точку зрения министерства, что территориальный режим стимулирования ничего не даст, налоговые и таможенные льготы должны распространятся на отрасль в целом. В Мининформсвязи обсуждаются две возможные модели: упрощенного и вмененного налогообложения.

«Один налог с каждого рабочего места вместо всех — мы считаем, что это очень прогрессивно», — заявил Рейман. Кроме того, Мининформсвязи предлагает заявительный характер аккредитации компаний, работающих в технопарках. Избежать злоупотреблений должны помочь общественные советы, стоящие во главе технопарков.

Как сообщил Рейман, в ближайшее время планируется создать межведомственную комиссию по информационным технологиям, которая будет координировать развитие ИТ, в первую очередь, в госорганах и крупных государственных проектах, в том числе и в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». Впрочем, аналогичная комиссия по «Электронной России» за четыре года так и не собралась. Между тем примеры конструктивного сотрудничества между ведомствами имеются и без создания специальных структур. Скажем, с МЭРТ достигнуто соглашение о поддержке отечественных ИТ-компаний за рубежом через структуру торговых представительств, которым это вменено в обязанность. А с 2006 года в контрактах госслужащих появятся требования по владению ИТ, квалификационные требования к ним уже согласованы, сейчас обсуждается механизм введения их в действие.

Отвечая на болезненный для многих вопрос о госполитике поддержки отечественного производителя, Рейман заявил: «В Мининформсвязи нет стратегии поддержки отечественного производителя, и, на мой взгляд, оно не должно этим заниматься, это задача Минпромнауки».

Существовавший ранее соответствующий приказ был отменен по настоянию партнеров из ВТО. Тем не менее совсем недавно Мининформсвязи и Минпромнауки получили поручение сформировать и внести в правительство свои предложения по концепции поддержки отечественных производителей софта и оборудования в области ИТ уже в мае текущего года.

«Надо сделать настоящую, а не декларативную программу поддержки», — считает Рейман. Одной из ее форм могут стать экспортные кредиты.

Министр высказался за усовершенствование диалога между его ведомством и компаниями отрасли, и за повышение активности последних в подготовке концептуально важных для отрасли документов, посетовав также на низкую активность ИТ-компаний на выставке «Инфоком 2004».


Покой им только снится

Одним из самых интригующих пунктов программы IT-Summit стало обсуждение проблем передачи бизнеса от владельцев к наемным менеджерам. Многие «первые лица» не только вполне созрели для этого и активно передают свои полномочия, но и готовы делиться с коллегами опытом и ощущениями.

«Я создаю живые системы и передаю их профессиональным менеджерам», — говорит генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож, создатель компании CompTek, недавно купленной ЛАНИТом. По его словам, года через два и «Яндекс» можно будет передать менеджерам, которые уже «выращиваются», а кому она при этом будет принадлежать, не очень важно.

Удержаться от вмешательства в управление своим детищем бывает нелегко.

«Я все время бью себя по рукам, чтобы не влезать», — замечает президент ЛАНИТ Георгий Генс. Впрочем, иногда, как в случае с президентом группы компаний R-Style Василием Васиным, в подчинении которого находятся 17 генеральных директоров, полномочия приходится забирать обратно, так как реальной ответственности за судьбу предприятия у наемного менеджера нет.

«Очень люблю быть директором», — иронизирует он.

Затруднительно, а, по мнению президента DPI Евгения Бутмана, практически невозможно передать в другие руки бизнес, находящийся в стадии взрывного роста (как и в состоянии кризиса). Это означает, что пока наш рынок не стал «стабильно стагнирующим», как в Европе, а структура ИТ-компаний не устоялась, тотального отхода руководителей от управления не предвидится. Вряд ли они оставят созданный ими бизнес добровольно, пока не закончится предпринимательская стадия его развития.

Впрочем, может быть, это время уже не за горами.

«Наступает момент, когда оставаться первым лицом — губительно для бизнеса», — считает президент Verysell Михаил Краснов, сам выросший из наемного менеджера. Численность возглавляемой им компании за время ее существования выросла в сто раз, при таком росте масштабов неизбежно происходит смена ролей. Если руководитель способен играть многие роли, он может оставить за собой ту, что удается ему лучше всего. Кроме того, стоит сохранить функцию контроля. «Если собственники полностью перестают контролировать свой бизнес, они его лишаются», — убежден Генс.

«Передачей управления мы успешно занимаемся каждый день, а контроль можно не передавать», — отмечает Краснов.

Но и концентрироваться на контроле самому тоже не обязательно. Нужна лишь уверенность, что причитающийся собственнику доход не «пронесут мимо». Для этого необходим финансовый контролер, действующий в интересах акционеров. Если же после передачи эстафетной палочки отойти в сторону не получается, лучшим выходом может стать продажа бизнеса.