Служба новостей IDG, Токио
По прогнозам аналитиков, в 2005 году поставки OLED-дисплеев удвоятся
Растущее число электронных устройств, использующих дисплеи на органических светодиодах (Organic Light Emitting Diode, OLED), свидетельствует: после стольких лет ожиданий эта технология наконец находит применение. Тем не менее, если OLED и может бросить вызов дисплеям на жидких кристаллах (Liquid Crystal Display, LCD), став предпочтительным выбором в производстве портативных устройств, не стоит ожидать, что эта технология займет господствующее положение в сфере ноутбуков или телевизионных экранов, во всяком случае, в ближайшее десятилетие.
В OLED-дисплеях используются органические соединения, которые излучают свет под воздействием электрического тока. По сравнению с LCD такие дисплеи ярче и контрастнее, потребляют меньше энергии, обеспечивают более широкий угол обзора и меньшее время отклика. Кроме того, экраны на OLED могут быть на треть тоньше, чем LCD, поскольку не нуждаются в подсветке. Все это делает технологию OLED очень подходящей для портативных электронных устройств.
Благодаря таким достоинствам OLED-дисплеи начинают появляться в продуктах премиум-класса: два устройства из семейства Sony Network Walkman используют OLED, а Samsung Electronics и LG Electronics выпустили мобильные телефоны, дисплеи которых также используют эту технологию.
«Тонкость, глубина цвета и яркость — вот характеристики, которых желает добиться любой производитель», — убежден Дэвид Ян, представитель Sony.
По данным исследо?вательской компании DisplaySearch, в прошлом году было выпущено около 31 млн. OLED-панелей — вдвое больше, чем в 2003 году. Исследователи компании iSuppi к марту 2005 года насчитали на рынке более 50 моделей MP3-плейеров, снабженных OLED-дисплеями.
Растущее распространение OLED-дисплеев доказало, что технология вполне конкурентоспособна, несмотря на опасения, связанные со стоимостными параметрами.
«Некоторые беспокоились, сможет ли производство OLED стать значимой отраслью, но, думаю, мы уже доказали беспочвенность таких опасений», — полагает Д.С. Ван, генеральный директор тайваньской компании RiTdisplay.
В 2004 году RiTdisplay была вторым в мире производителем OLED-панелей, ее доля на рынке, по данным iSuppli, составляла 25% (в натуральном выражении). Согласно оценкам того же источника, лидировала в прошлом году Samsung SDI, занимавшая 44% рынка, а японская компания Pioneer со своими 20% была третьей.
Несколько лет назад некоторые производители предсказывали, что OLED-панели могут сменить LCD в качестве предпочтительных дисплеев для портативных устройств. Так, ожидалось, что Sanyo Electric выпустит свой первый телефон на базе OLED в 2003 году. Компания представила прототипы в 2004-м, но коммерческие продукты все не появлялись. Причина в том, что OLED-экраны до сих пор стоят в полтора раза дороже LCD-аналогов такого же размера, и компания сочла это слишком дорогим для использования в мобильных телефонах.
Как утверждают в компании BenQ, высокая цена OLED исключает использование данной технологии в более крупных устройствах, таких как ноутбуки.
«Для панелей фактор ценовой доступности перевешивает экономичность в энергопотреблении, а технология LCD на сегодня — самая дешевая», — считает Ричард Хсу, директор BenQ.
В то время как производители совершенствуют технологии, стремясь максимально удлинить продолжительность эксплуатации дисплеев, многие OLED-дисплеи служат примерно 5 тыс. часов — половину того срока, который требуют производители телевизоров.
Тем не менее для портативных устройств и мобильных телефонов такого срока службы вполне достаточно, и многие производители OLED и отраслевые аналитики оптимистично рассматривают будущее технологии в подобных областях применения.
По прогнозам iSuppli, в 2005 году поставки OLED-дисплеев удвоятся и достигнут примерно 60 млн. штук, а к 2008 году почти утроятся — до 170 млн. устройств, поскольку OLED будет занимать все большую долю в сегменте MP3-плейеров, а также станет более распространенной технологией в производстве дисплеев мобильных телефонов.