Несмотря на то что продукция компании Logitech известна российским потребителям уже давно, представительство компании открылось в нашей стране лишь в прошлом году. Теперь Logitech приступает к его расширению. Глава компании прокомментировал глобальные тенденции цифровых технологий и особенности стратегии на российском рынке
В конце апреля генеральный директор компании Logitech Гуэррино де Лука посетил Россию. В ходе интервью, данного корреспонденту Computerworld Россия, глава Logitech прокомментировал глобальные тенденции цифровых технологий и особенности стратегии на российском рынке.
Каковы результаты компании за прошлый финансовый год?
Оборот за прошлый год достиг 1,485 млрд. долл., что на 17% больше, чем в 2003-м, прибыль составила 150 млн. Вот уже в течение семи лет ежегодный рост компании держится на уровне 10%.
Какие продуктовые сегменты в прошлом году особенно успешно развивались?
Я бы выделил беспроводное оборудование — мыши и клавиатуры, это направление имеет громадный потенциал. В прошлом году мы заработали на этом оборудовании 450 млн. долл. Особенно быстро растут продажи беспроводных мышей — на 69% за год.
Также стоит выделить бизнес в области аудиосистем. Мы производим колонки, в основном для ПК, но также для PlayStation и других платформ. Компания является лидером на рынке Web-камер, их продажи увеличились на 32%. И конечно же, игровая периферия — это самый быстрорастущий сегмент. Продажи игровых манипуляторов увеличились почти в три раза.
Какие общеотраслевые технологические тенденции последних лет оказали наибольшее влияние на бизнес Logitech?
Росту компании способствовало развитие беспроводных технологий и широкополосный доступ, который позволяет передавать видео. Те, кто имеет высокоскоростное подключение, могут видеть друг друга во время разговора.
Появляется возможность применения VoIP и других приложений, которые работают лучше, если есть быстрое соединение. Беспроводная технология — это наши фирменные стандарты, а также Bluetooth. Кроме того, сенсорные технологии, в том числе с применением лазера. В мире произошел переход с механических мышей на оптические, а теперь на лазерные.
Другая технология, которая нам помогает, называется Force Feedback, она позволяет создавать реалистичные манипуляторы для игр, включая рули, с помощью которых можно на себе прочувствовать, что происходит в игре.
Направления развития, которые определила для себя компания, ориентированы исключительно на домашних пользователей или на корпоративных тоже?
Наибольший рост мы наблюдаем в домашнем сегменте. Компании тоже покупают у нас мыши и клавиатуры, но, например, рули не покупают. Правда, в бизнес-сегмент начинает приходить видео, иногда внутри компаний люди используют Web-камеры для общения, для демонстрации проектов. Но Video-over-IP только начинает появляться на предприятиях.
Какова пропорция между домашним и офисным сегментами в структуре продаж компании?
Иногда это уловить сложно, потому что продукты продаются через дистрибьюторский канал. По нашим оценкам, 50-60% уходит в потребительский сегмент и 40-50% — в корпоративный.
Сколько вы тратите на исследования и разра?ботки?
Около 5% оборота, в прошлом году это составило 73,5 млн. долл. Многие производители ПК ничего не тратят на исследования. А в наших продуктах велика инновационная составляющая, и растем мы так быстро потому, что внедряем новые технологии. В Logitech работает порядка 550 инженеров по всему миру: в Швейцарии, Соединенных Штатах, Азии.
Как, с точки зрения Logitech, выглядит цифровой дом?
В цифровом доме будет находиться множество различных платформ, а также источников информации ПК, DVD-проигрыватель со встроенным жестким диском, телевизионный приемник и т. д. Потребители наверняка захотят использовать эту цифровую информацию в любой части своего дома. Для этого им нужно организовать навигацию по информации, ее отбор, отправку на воспроизводящее устройство.
Технологическое решение для нас выглядит как навигационное устройство (в ПК это мышь, в цифровом доме — пульт дистанционного управления). Мы думаем, что можем развить бизнес в этом направлении.
И первый шаг — новый пульт дистанционного управления Harmony, представленный нами в начале 2004 года. Он оказался чрезвычайно популярен в США, и вот теперь мы запускаем его в Европе.
Другая часть цифрового дома — это развлечения. Потребители захотят не только выбрать нужное музыкальное произведение, но и передать его по беспроводной сети на другое устройство в доме. И мы видим, что в этой области можно предложить новые продукты. Еще одна сфера развлечений — это игры. Игры не только на игровой консоли, но также сетевые игры. Сейчас появляется все больше возможностей при помощи компьютера или консоли играть с друзьями, в том числе с теми, кто живет в других странах, создавать виртуальные сообщества.
Как вы оцениваете будущий спрос на периферийные устройства для цифрового дома?
Если говорить о категории устройств управления (то, что мы называем мышью для цифрового дома), то это рынок, размер которого через несколько лет может составить 700-900 млн. долл. Он сопоставим с рынком мышей для персональных компьютеров и оценивается сегодня как раз в 700 млн. долл.
Считаете ли вы, что технологии Voice-over-IP завоюют популярность в домашнем сегменте? Не слишком ли они сложны?
Что касается технологий VoIP, которые предназначены для ПК, то здесь будущее VoIP тесно связано с развитием широкополосного доступа. Географическая статистика свидетельствует о том, что в прошлом году мы выросли на 30% как в США, так и в Западной Европе.
Максимальных показателей роста мы достигаем в тех регионах, где ПК и широкополосный доступ есть в большинстве домов.
Наш план в России — обслуживать рынок в том состоянии, в котором он находится сегодня, и расти по мере увеличения на нем числа ПК и широкополосных подключений.
Мы думаем, что в итоге здесь у нас появятся такие же возможности, как в Германии, США, Японии или Франции.
А как вы сейчас оцениваете свое присутствие на российском рынке?
Официальных данных по рынку нет, но я, например, считаю, что мы продаем значительно больше чем, скажем, Microsoft. В России сейчас рынок двигают корпоративные заказчики. И только небольшая часть компьютеров покупается для дома. На Западе ПК есть в каждой компании (если их покупают, то исключительно для замены старых), и все больше компьютеров появляется дома.
Является ли ценовая характеристика предложения важной для российского рынка?
Думаю, да. То же самое происходит на всех развивающихся рынках, мы наблюдаем первую волну персональных компьютеров. Люди пытаются заполучить компьютер по максимально низкой цене. У нас есть предложения и для этого сегмента.
Но когда компьютер у них уже есть и появляется возможность делать на нем все те вещи, о которых мы говорили, тогда потребители готовы тратить больше на то, чтобы добиться лучшего качества музыки, играть в игры, общаться посредством видео. И тогда наши продажи начинают расти быстрее.
Стратегия для российского рынка отличается от обычной?
Нет, не очень. Однако Logitech не может сама создать рынок домашних ПК, мы следуем за ним в соответствии с его темпами развития. Мы уверены, что через пару лет в России будет установлено столько же домашних ПК, сколько их сейчас в Германии, а эта страна — крупнейший рынок Европы. У нас есть возможности для быстрого роста в России.
В прошлом году мы создали компанию Logitech Россия. Мы намерены более тесно сотрудничать с дистрибьюторами, больше внимания уделять продажам. Мы предполагаем удвоить наш персонал, увеличить количество сотрудников, отвечающих за маркетинг. Все это мы делали в других европейских странах около пяти лет назад.
Есть ли какие-то задачи по рыночной доле?
У нас есть цель стать лидером рынка во всех продуктовых категориях. Я против того, чтобы устанавливать конкретные нормативы. Мы должны делать то, что рынок готов воспринять с нашей стороны. Мы видим, в каком направлении развивается рынок, и постоянно адаптируемся к нему. Сейчас перед Logitech стоит задача за пять лет достичь оборота в 3 млрд. долл. Насколько вырастет за это время Россия? Конечно, больше чем в два раза. Может быть, в пять раз.
Помимо Microsoft, кто является серьезным конкурентом для Logitech?
Все зависит от сегмента. Скажем, в сегменте колонок и Web-камер наш крупнейший конкурент — Creative Technologies. В сегменте клавиатур практически нет конкурентов, за исключением Microsoft. В сегменте игровых манипуляторов есть очень много небольших компаний, из крупных игроков там работают Sony и Microsoft, но у них нет, например, беспроводных геймпадов, а их мы довольно успешно продаем для приставок PlayStation и Xbox. В сегменте пультов дистанционного управления нашими конкурентами являются Philips, Sony.