Пожар на Останкинской телебашне практически вывел из строя телевидение в Москве в августе 2000 года. Есть ли у Internet такая же «особая точка»?

Когда несколько лет назад был пожар на Останкинской телебашне, который практически вывел из строя телевидение в Москве в августе 2000 года, редакторы попросили меня выяснить, есть ли у Internet такая же «особая точка». С кем бы я ни говорил, все утверждали, что Сеть рассчитана на выживание в условиях атомной войны и т. п. И только несколько человек признали, что пожар на Московской междугородной телефонной станции № 9 (ММТС-9) действительно мог бы вывести российский сектор Internet из строя. Однако волею судеб болевая точка российской части Всемирной сети оказалась на юго-востоке Москвы — в Капотне.

Энергокризис

Пожар на подстанции № 510 «Чагино» вечером 24 мая привел к веерному отключению электричества в южных районах Москвы. К несчастью, здание ММТС-9 попало в зону выключения электроэнергии — оно расположено недалеко от станции метро Калужская. В результате почти на три часа Сеть в Москве расслоилась на несколько сетей разных провайдеров, практически не связанных между собой.

Директор Московского узла обмена трафиком MSK-IX Елена Воронина говорит: «В результате этой аварии не работали узлы доступа, размещенные на ММТС-9 и в Институте космических исследований с 11:45 до 14:30 по московскому времени. Вся остальная сеть работала без перебоев». Однако в ММТС-9 сходятся междугородные и международные каналы связи. В частности, Александр Демидов, начальник отдела технической поддержки «Зенон Н.С.П.», заметил: «Из-за отсутствия электропитания на этой площадке ?Зенон Н.С.П.?, как и большинство других провайдеров, работал как отдельный изолированный сегмент: нашим клиентам по коммутируемому и DSL-подключению были доступны только наши ресурсы».

РосНИИРОС, который является владельцем MSK-IX, несколько лет назад построил распределенную сеть для обмена трафиком. Она состоит из нескольких точек доступа, расположенных в разных районах Москвы, кроме уже названных, — во ФГУП «Космическая связь», на Центральном телеграфе, в РНЦ «Курчатовский институт», на ММТС-10. Эти точки доступа объединены между собой каналами с емкостью 1 Гбит/c. Поэтому Воронина порекомендовала для обеспечения стабильности работы «размещать узлы провайдеров на разных технологических площадках и устанавливать связи между сетями также на разных площадках. Все возможности для этого имеются... Инфраструктура построена, и в интересах провайдеров использовать ее наиболее эффективно для повышения надежности работы сетей».

Следует отметить, что выключение электропитания на ММТС-9 уже были. В частности, за неделю до пожара на Останкинской телебашне, 22 августа 2000 года, случилась энергетическая авария на стойке РосНИИРОС на ММТС-9, в результате которой возникли сбои в работе сети. В частности, Lenta.ru, ставшая недоступной в результате энергокризиса 25 мая этого года, пять лет назад написала следующее: «... Временная недоступность стойки, вызванная аварией, даже теоретически не могла вызвать масштабных перебоев в жизнедеятельности Рунета. И сценарий с ?выключением? всей русской Сети одним рубильником на улице Бутлерова также не представляется реальным».

Энергонезависимость

Практически у всех провайдеров имеются резервные источники питания. Например, в «Голден-Телекоме» утверждают, что хотя утром 25 мая компания лишилась стационарного электропитания на двух из трех основных узлов и центров управления сетью, ее системы перешли на автономное электропитание от батарей, а затем — от дизельных генераторов. И перебоя с предоставлением услуг телефонной связи в сети «Голден Телеком» в Москве не было. Однако с Internet все было не так гладко, как с телефонной связью. Например, сервис Mail.ru был, по словам представителей компании, «полностью недоступен» с 12 до 14 часов, потом частичная работоспособность была восстановлена, к 19 часам вечера сервис уже полноценно обслуживал пользователей.

Еще одной компанией, которая пострадала от нарушения связности Internet, был холдинг «Рамблер», который ныне не только портал, но и телеканал. Созданная у «Рамблера» схема передачи сигнала частично использует те же цифровые каналы, что и Internet, но менее зависима от «активного» сетевого оборудования. Это позволило компании быстро перестроить схему доставки сигнала в центры распространения и возобновить вещание еще до ликвидации аварии.

По словам Елены Колмановской («Яндекс») на улице Губкина электроэнергию не выключали, но напряжение упало до уровня 190 В. Источники бесперебойного питания отключились, но серверное и сетевое оборудование продолжало работать. К зданию компании подогнали передвижной дизель-генератор, но он не понадобился. Точек подключения к Internet у «Яндекса» несколько, но основной является ММТС-9, отключение которой существенно снизило трафик. И когда какой-нибудь провайдер восстанавливал связь с «Яндексом», трафик увеличивался в несколько раз — все хотели знать, что происходит. По ее словам, в компанию даже позвонили из «РосБизнесКонсалтинга» и попросили принять новости по телефону. И несколько часов до восстановления связности Internet новости для ленты набирались вручную. Таким образом, Рунет резервируется не только на уровне оборудования.

Осталось загадкой, почему не было дизель-генератора у ОАО «ММТС-9», которое владеет зданием ММТС-9 и, соответственно, должно обеспечивать бесперебойность электропитания. Есть свидетельства, что дизель-генератор все-таки запускать пытались, но его мощности не хватило на все оборудование, установленное в здании, и он через пару минут выключился. По оценкам экспертов, общая потребляемая мощность ММТС-9 составляет несколько мегаватт, и обычного дизель-генератора было просто недостаточно.

Результаты

По задумке своих создателей, распределенная сеть коммутации пакетов должна была бы выдерживать ядерный удар. Однако в реальности у Internet нет должной избыточности, поэтому авария на одном узле обмена трафиком может привести к разрыву связности. К тому же инфраструктура Internet является наложенной на канальную инфраструктуру, которая в России недостаточно развита, поэтому возникают такие болевые точки, как ММТС-9, куда сходятся междугородные и международные каналы. Внешне логическая структура провайдеров кажется дублированной, но на самом деле все соединения обеспечивает подключение к ММТС-9, а через нее ко всем другим операторам. РосНИИРОС реализовал дублирование схемы подключения к узлу обмена трафиком, однако не все провайдеры воспользовались предоставленной возможностью.

Такие инфраструктурные просчеты сказались и на пользователях. По данным аналитиков, приведенным Натальей Шахедгановой («Рамблер»), в результате аварии 25 мая аудитория Рунета сократилась на 20%, на 40% уменьшилось количество просматриваемых страниц. Это было связано с тем, что «под отключение» попали коммуникационные центры многих крупных провайдеров. Уже на следующий день, по оценкам «Рамблера», аудитория российской части Сети вернулась к «докризисным» отметкам». Тем не менее, если провайдеры не предпримут мер к физическому дублированию каналов, ситуация с распадением Internet может повториться.


«Звезда» Рунета

Топология российского сегмента Internet на первый взгляд выглядит многосвязной — аварию на любой узловой точке можно «обойти». Однако она весьма «звездная» — авария на ММТС 9 практически вывела росийскую Сеть из строя.

Схема Московского узла обмена трафиком MSK-IX, владельцем которого является РосНИИРОС