Служба новостей IDG, Тайбэй

Купив бизнес Siemens в области мобильных телефонов, BenQ выходит в число лидеров рынка
Представители BenQ и Siemens скрепляют сделку рукопожатием

Свидетельством высокого уровня конкуренции на рынке мобильных телефонов стало решение тайваньского производителя электроники, компании BenQ, о покупке подразделения сотовых телефонов Siemens за 306,7 млн. долл. Руководство BenQ рассчитывает восстановить положение этого подразделения как одного из основных игроков данного рынка. Для того чтобы поддержать эту сделку, немецкий концерн приобрел акции BenQ на сумму 61,3 млн. долл. и предоставил тайваньскому производителю мобильных телефонов право в течение пяти лет использовать торговую марку Siemens.

Три ведущие компании, Nokia, Motorola и Samsung Electronics, за последние несколько месяцев значительно оторвались от остальных конкурентов, если судить по контролируемой ими рыночной доле. Аналитики считают, что, если другие игроки не найдут на рынке прибыльные ниши, то следует ждать усиления консолидации отрасли.

«Siemens меня по-настоящему поразила, — заметил Ю. Т. Ду, управляющий директор тайваньского инвестиционного банка, входящего в Citigroup, и руководитель всех организационных процедур, связанных с этой сделкой. — Они на самом деле заботятся о своих сотрудниках и думают о своей торговой марке. Они по-настоящему хотят, чтобы подразделение мобильных телефонов и его сотрудники перешли в хорошую компанию».

В соответствии с условиями соглашения BenQ покупает весь международный бизнес мобильных телефонов корпорации Siemens, суммарный объем продаж которого в 2004 финансовом году составил 6,1 млрд. долл. Эта сделка охватывает производственные операции в Бразилии, Китае и Германии, аппаратные и программные технологии, а также предусматривает возможность работы с огромным кругом пользователей Siemens. Кроме того, в состав BenQ также войдет более 6 тыс. сотрудников корпорации по всему миру.

Эта сделка позволит BenQ занять четвертое место в табели о рангах на международном рынке мобильных телефонов.

Впрочем, все зависит от действий обеих компании с настоящего момента до окончания передачи подразделения, дата которого назначена на 30 сентября этого года.

Тем не менее покупка бизнеса мобильных телефонов сулит BenQ определенные проблемы. Это подразделение корпорации Siemens в 2004 финансовом году понесло убытки на сумму 186,5 млн. долл. и с поразительной скоростью теряет свои позиции на рынке. С января по март включительно объем продаж мобильных телефонов Siemens сократился на 27,3% и составил 9,3 млн. устройств. Для сравнения, за аналогичный период предыдущего года корпорация продала сотовых телефонов на сумму 12,8 млн. долл.

BenQ планирует объединить свое подразделение мобильных телефонов с подразделением Siemens и создать из них дочернюю компанию, штаб-квартира которой будет располагаться в Мюнхене (Германия). Руководство BenQ пока не приняло решение о названии этой компании, но представители BenQ в Тайване сообщили, что, вполне вероятно, она получит имя BenQ-Siemens.

Siemens уже провела ряд увольнений в своем подразделении, с тем чтобы снизить дальнейшие расходы, а руководство BenQ намерено и дальше сокращать численность персонала, но планирует делать это медленно, предоставляя социальные гарантии бывшим сотрудникам. 


Российский рынок мобильных телефонов

По оценкам IDC, в 2004 году российский рынок мобильных телефонов вырос на 59% и составил 27 млн. устройств. В денежном выражении рост составил почти 90%, что соответствует 4,5 млрд. долл. При этом темпы роста в Москве и Санкт-Петербурге, где степень насыщения рынка вышла на уровень крупнейших городов Центральной Европы, снизились, в то время как показатели роста в регионах характеризуются двузначными цифрами. Рост же доходов, по мнению аналитиков IDC, был обусловлен 18-процентным увеличением средних цен на мобильные телефоны. По объемам продаж в количественном выражении в прошлом году лидировали Motorola и Samsung (занявшие, соответственно, первую и второю позиции), опередившие Siemens и Nokia (третье и четвертое место). Однако разрыв между компаниями в первой четверке невелик — так, разница между Siemens и Nokia не превышает 1%. Суммарно четверка лидеров в 2004 году обеспечила более 77% всех поставок. В текущем и следующем году, по прогнозам аналитиков, продажи в Москве и Санкт-Петербурге, все в большей степени определяющиеся заменами моделей, будут идти равномерно. В регионах же прогнозируется устойчивый рост в последующие пять лет.