«Уральский оптико-механический завод» ввел в промышленную эксплуатацию IFS Applications
Ирина Богданович: «Заводу удалось автоматизировать основные управленческие процессы» |
Екатеринбургский «Уральский оптико-механический завод», как и многие российские предприятия, был «лоскутно» автоматизирован. То, что государство с недавнего времени обратилось к проблемам предприятий военно-промышленного комплекса, позволило руководству УОМЗ изыскать средства на построение единой корпоративной системы. В начале 2002 года по результатам тендера УОМЗ выбрал шведскую систему IFS Applications. С помощью данного решения на предприятии было решено в рамках единой программно-аппаратной платформы автоматизировать четыре ключевые управленческие области — снабжение, сбыт, финансы и производство.
Подрядчиком стала компания «Микротест». По словам руководителя проекта автоматизации со стороны подрядчика Ирины Богданович, в силу специализации предприятия бизнес-процессы на нем уже были отрегулированы, поэтому подвергать их значительному изменению не пришлось.
Производство
В ходе проекта в числе основных управленческих процессов удалось автоматизировать производственный сегмент, который, как правило, хуже всего поддается автоматизации.
Наиболее остро на предприятии стоял вопрос повышения эффективности планирования производства. Десятилетиями завод использовал жесткий метод планирования, который подразумевал ведение производства в полном соответствии с планом. Не учитывались, в частности, отказы оборудования, брак в изделии, нарушение производственной дисциплины. Планы теряли свою актуальность, и в результате производство велось «так, как получалось». Страдала бюджетная политика, лихорадило службу материально-технического снабжения. Накапливалось большое количество запасов и незавершенных изделий, а на сборочном производстве наоборот, зачастую ощущался дефицит нужных деталей.
Внедрение модуля «Производство» началось с автоматизации подсистемы конструкторско-технологической подготовки производства. Нормативная база была импортирована из существующей на предприятии автоматизированной системы обработки данных в IFS и приведена в соответствие с технологией производства. Далее, опираясь на отработанную нормативную базу по технологическим маршрутам и спецификациям предприятие начало рассчитывать график обеспечения потребностей в материалах, деталях и сборочных единицах в соответствии с методологией MRP II. В ближайших планах — интеграция с системой Team Center Engineering, с помощью которой должна проводиться автоматизированная загрузка и актуализация данных о составе изделия, нормах расхода материалов, временных нормативах на работу оборудования и т. д.
После внедрения модуля «Производство» стало понятно, когда и в каком количестве потребуются те или иные материалы и комплектующие. Руководство цехов теперь располагает полной информацией. Это дает возможность решить, когда необходимо начать производство изделия, чтобы оно было готово к намеченному сроку, а также проверить, достаточно ли для выпуска изделия имеющихся производственных мощностей и других ресурсов. Система стала для менеджеров хорошим средством контроля прямых производственных затрат, позволяющим выявить и локализовать источники отклонений фактических затрат от нормативных. Кроме того, удалось рассчитать оптимальную величину незавершенного производства и таким образом решить характерный для многих предприятий спор между производственной и экономической службами об объеме лимита.
Снабжение, сбыт, финансы
Не менее полезным оказалось внедрение модулей «Снабжение», «Сбыт» и «Финансы».
Так, благодаря вводу в эксплуатацию системы «Снабжение», были снижены издержки в области закупок, поскольку появилась возможность проведения анализа предложений поставщиков с учетом цен и минимальных партий поставки. Плюс к этому график закупок стал выполняться в намеченные сроки.
Отследить путь заказа клиента от момента его получения до отгрузки помогает предприятию модуль «Сбыт». Эта часть системы, по отзывам представителей завода, ускорила и упростила получение информации об остатках продукции на складе, заказах и отгрузках.
Модуль «Финансы» решает все нынешние проблемы предприятия в соответствующей области (завод при взаимодействии с покупателями и поставщиками применяет самые различные финансовые инструменты — деньги, кредиты, векселя и т. д.). Данный модуль с помощью дополнительных функций настроен на работу с учетом российского законодательства. Внедрялся он поэтапно. Теперь финансовый отдел регистрирует все учетные события в режиме реального времени. Этот модуль был интегрирован с программным обеспечением «1С», которое много лет используется в бухгалтерии завода. Управленческая информация поступает из IFS в «1С:Предприятие», где обрабатывается бухгалтерами, которые на ее основе формируют отчетные документы.
Результаты
В промышленную эксплуатацию решение на базе IFS было введено на УОМЗ в апреле текущего года. В настоящее время на предприятии автоматизировано около 200 рабочих мест, 60 из них — непосредственно на производстве.
Важным моментом стал пересмотр критериев оценки труда конкретных исполнителей. Ранее труд рабочего оценивался по объему произведенной продукции без учета того, востребованы эти изделия в дальнейшем производстве или нет.
По словам Богданович, новая система управления уделяет большое внимание этому показателю. «В модуле ?Производство? планирование строится от потребности, которую задает управление экономического развития предприятия на основе анализа и прогноза рыночного спроса на готовую продукцию», — подчеркнула она.
С вводом в эксплуатацию подсистем «Оперативное планирование», «Цеховой заказ» и «Материальный учет» на заводе выросла доля производственных заказов, выполненных в срок.
«В ходе работ по автоматизации управления была достигнута основная цель проекта — повышение конкурентоспособности предприятия. Это удалось сделать за счет оптимизации бизнес-процессов, снижения себестоимости продукции, эффективного использования финансовых и материальных ресурсов, улучшения качества продукции и обслуживания клиентов, совершенствования взаимодействия с поставщиками и подрядчиками», — отметил первый заместитель генерального директора завода Сергей Максин.