Network World, США

От этого не застрахован никто, в том числе и... вычислительные сети

Два чрезвычайных происшествия в прошлом феврале в шведской глубинке выглядели удивительно похоже, несмотря на то что между ними было 90 миль. По всей видимости, нападавшие проникли через самую маленькую щель. Снег был испещрен отпечатками ног. В каждом случае пострадало более тысячи человек.

Не ломайте голову — грязные делишки проделывали полевые мыши.

Сеть скандинавского оператора связи TeliaSonera была повреждена примерно два рабочих дня, что заставило молчать, словно мышь, примерно 4 тыс. телефонных аппаратов абонентов, в том числе беспроводных. Компания заявила, что все это — дело лап (точнее, зубов) маленьких грызунов.

Стоит только зубастикам попасть в центр обработки данных, даже бронированный кабель не всегда сможет остановить их от повреждения проводов или проникновения в системы гарантированного энергообеспечения

«К пущей нашей досаде, разрушения нанесли мыши, прогрызшие насквозь оптоволоконные кабели после того, как смогли перебраться через едва заметные щели между бетонными каналами для проводов и особой конструкции замками, предназначенными как раз для защиты телефонных линий от животных и природных явлений», — отметил Арне Давберг, ведущий технический специалист компании Flextronics Network Services, которая обслуживала сети TeliaSonera в этом регионе.

Ну а про птиц он может говорить бесконечно: «Мы буквально ежедневно отправляем ремонтников устранять ущерб, наносимый дятлами».

TeliaSonera — не первый и не последний сетевой оператор, пострадавший от грызунов. Однако частоту подобных атак на сети трудно оценить. По данным, приведенным в книге Роберта Салливана «Крысы», выпущенной в 2004 году (он описывает результаты многолетних наблюдений за ними на аллеях Нью-Йорка), причиной 18% всех повреждений телефонного кабеля являются грызуны. Впрочем, другие оценки говорят о том, что частота нанесения ущерба животными гораздо ниже. К примеру, в AT&T утверждают, что действия грызунов являются причиной потери связи менее чем в 1% всех случаев.

Считается, что грызуны представляют высокую опасность для сетевых кабельных систем.

«Грызуны и повреждения проводов идут рука об руку», — считает Робби Корриган, эксперт по ветеринарному контролю, называющий себя «специалистом по грызунам».

И, по-видимому, животные не испытывают какой-то определенной тяги именно к оптоволоконному «меню». Эрик Спиннер, оператор эпидемиологического контроля компании Maven Pest Management, пояснил, что грызуны повреждают провода и другие объекты, чтобы подточить свои зубы.

Компания Telcordia занимается тестированием прочности оболочки кабелей и аппаратуры. Она рекомендует, чтобы диаметр защитной оболочки кабельных систем был не менее одного-двух дюймов, так как это не позволит грызунам сомкнуть свои челюсти вокруг кабеля.

Эрни Галло, директор Telcordia по услугам в телекоммуникационном сегменте, отметил, что увеличение объемов использования оптоволоконных кабельных систем заставляет операторов связи обращать все больше внимания на защиту сети. Действительно, в настоящее время повреждение единственного оптического канала связи может привести к отключению большего количества клиентов — как компаний, так и частных лиц, чем при повреждении старых медных каналов.

«Защита сетей от животных предусматривает не только поддержание связи. Она также подразумевает и защиту сменного технического персонала, работающего с каналами связи. В требованиях к дизайну оборудования предусматривается невозможность, например, появления в нем осиных гнезд», — отметил Галло.

Джей Аделсон, технический директор компании Equinix, предоставляющей услуги по обмену трафиком с центрами данных и Internet, отметил, что мероприятия по тотальному истреблению грызунов являются первейшей задачей, выполняемой при строительстве центра обработки данных.

«Мы заключаем здание в карантинную зону за железными стенами, а любая точка проникновения устраняется», — заявил он.

«Внешние кабельные системы часто заключаются в металлическую оболочку для защиты от животных и других опасностей. Однако бронирование часто перемещаемого кабеля в центрах обработки данных может значительно ухудшить его гибкость», — подчеркнул Галло. Другие эксперты указывают, что бронирование кабелей удваивает их стоимость, так что здесь необходимо осторожно оценивать риск и стоимость его устранения.

Вы можете думать, что переход к беспроводным сетям снизит количество доступного грызунам оборудования, но это не всегда так.

«В беспроводных сетях кабеля все еще предостаточно», — отметил Стивен Элмор, инженер по обслуживанию компании CommScope, занимающейся производством кабельной продукции.

Одновременно с этим профессионалы, работающие в области сетевых технологий, заявляют, что больше всего их беспокоят вовсе не крысы, муравьи или суслики. Когда мы задали вопрос Давбергу из компании Flextronics, он ответил быстро: «Homo sapiens. Когда причиной проблем является экскаватор, с уверенностью можно сказать только одно — проблемы будут большими».


«Мы ежедневно отправляем ремонтников устранять ущерб, наносимый дятлами»

Несмотря на нехватку статистических данных, анекдотических проявлений борьбы природы с сетями предостаточно.

  • За последние несколько лет крысы прогрызали оптоволоконные кабели везде, где только можно, оставляя тысячи клиентов без телефонной связи и доступа в Internet.
  • Вычислительный центр Стэнфордского университета в середине 90-х годов был вынужден переключиться на аварийные генераторы после того, как в главный трансформатор забралась белка. Ее обуглившиеся останки были найдены спустя несколько часов по специфическому запаху.
  • Еще в 1939 году специалисты Техасского технического университета обнаружили, что источником помех в телефонной сети города Галвестон, которую обслуживала компания Southwestern Bell Telephone, являлись проникшие туда красные муравьи.
  • AT&T и другие телекоммуникационные компании и производители оборудования, которые исследовали способы защиты собственных сетей и выпускаемых продуктов от сусликов, в середине 90-х годов попали под огонь критики активистов движения в защиту животных. Дело в том, что в течение более двух десятилетий компании оплачивали исследования, суть которых заключалась в поимке животных, заключении их в клетку и изучении процесса повреждения натянутых кабелей. Исследования были прекращены.
  • Владельцы подводных кабелей стали защищать их от акул после того, как несколько раз страдали из-за обитателей морских глубин.