Электронной станет сначала информация, а потом — торговля
Церен Церенов: «Централизованной должна быть только информация, но не сами торговые площадки» |
Местом проведения очередного круглого стола, посвященного перспективам развития электронной торговли, стала Государственная Дума, а организаторами — Российско-Европейский центр экономической политики, фонд экономических исследований «Новая экономика», комитет по информационной политике Думы и Министерство экономического развития и торговли. Центральным выступлением стал доклад заместителя директора департамента корпоративного управления МЭРТ Церена Церенова, который сообщил о том, как обстоят дела с «электронизацией» коммерции и что планируется сделать.
Основной причиной всех трудностей в развитии электронной торговли Церенов (как, впрочем, и большинство других российских ИТ-чиновников) считает отсутствие юридической значимости электронных документов. При этом дело не только в проблемах с внедрением и распространением ЭЦП — в этой области, по словам Церенова, уже в самое ближайшее время намечается прорыв, связанный с открытием и началом работы корневого удостоверяющего центра (если исходить из заявлений главы «Росинформ?технологий» Владимира Матюхина, презентация федерального УЦ намечена на начало—середину лета).
«Сегодня государство еще не готово перейти от бумажного документооборота к электронному — электронные документы не имеют силы ни в суде, ни в налоговых органах», — констатировал Церенов.
Что же касается другого важнейшего момента развития электронной торговли — автоматизации госзакупок, то первым этапом должно стать создание так называемой «единой точки входа» для всех участников процесса госзакупок — консолидированного информационного пространства с точными данными обо всех проводящихся в стране аукционах и конкурсах. Де-факто такой точкой станет Internet-портал, который в настоящее время уже создан в МЭРТ и функционирует в опытном режиме.
Как заявил Церенов, чтобы данный ресурс был действительно эффективным, при его внедрении необходимо соблюсти три правила. Во-первых, он должен быть единым, то есть не заменять или дополнять, а объединять все имеющиеся на сегодняшний день информационные ресурсы по госзакупкам. Во-вторых, при создании портала необходимо стандартизировать его структуру, в частности разработать единую и обязательную для всех форму подачи информации. И в-третьих, портал должен быть доступным для всех.
Вторым этапом на пути становления электронных аукционов станет анализ консолидированной в рамках портала информации о конкурсах — мониторинг цен, поставщиков, результатов торгов. Третьей, заключительной стадией станут собственно электронные торги — контракты, заключаемые в электронном виде, выполнение соглашений, подписанных ЭЦП и т. д.