У дистанционного способа получения высшего образования неплохие перспективы
В конце июня Российский общественный центр Internet-технологий провел семинар «Образование в Internet — перспективный бизнес?», на котором обсуждались возможность получения образования через Сеть. Обычно на такого рода мероприятиях обсуждается перспективность дистанционного повышения квалификации, получения дополнительного образования и т. п. Экономическая эффективность последнего на семинаре не подвергалась сомнению, но речь шла в основном об экономической эффективности дистанционного получения полноценного высшего образования.
Анатолий Шкред утверждает, что дистанционное образование рентабельно даже в очень малых группах |
Для того чтобы оно стало электронным, недостаточно просто перенести курсы классического вуза в Internet. В традиционной российской системе высшего образования используется так называемая «учителецентрическая» модель обучения, в которой активным является преподаватель, а студент лишь воспринимает предлагаемые ему знания. В последнее время начинает развиваться и другая модель обучения — «студентоцентрическая», когда ученик сам выбирает область, в которой хотел бы получить знания.
Электронная система образования может быть только студентоцентрической, поскольку в ней в основном предполагается самостоятельное изучение. Их можно прослушивать в любое время и повторять необходимое количество раз. Тем не менее у российских студентов, привыкших к учителецентрическому обучению в школе, практически отсутствует навык самостоятельной работы и планирования рабочего времени — современные школы так загружают учеников заданиями, что на самостоятельную работу у них просто не остается времени. Именно поэтому сложно преобразовать традиционные вузовские программы в электронную форму.
Следует также отметить, что студентоцентрическая система образования стимулирует творческие способности студентов, тогда как учителецентрическая формирует строгую структуру академических знаний. К тому же первая форма обучения требует индивидуального подхода преподавателя к каждому студенту. При этом российскому крупному бизнесу — банковским структурам и предприятиям ТЭК — не нужны творческие личности. Они испытывают потребность в большом количестве исполнительных и узкопрофильных специалистов.
Тем не менее Internet позволяет сделать рентабельным обучение небольших групп студентов. Анатолий Шкред, руководитель проекта «Интернет-Университет Информационных Технологий», утверждает, что правильно организованное дистанционное образование рентабельно даже в очень малых группах при стоимости обучения до 1 тыс. долл. в год. Однако возникает проблема с кадрами.
«Старые кадры удалены от электронной системы образования, — отметил Шкред. — А молодые еще не приобрели достаточного опыта».