Они были подведены на семинаре для средних учебных заведений дополнительного образования, участвующих в данной программе
Александр Данилин, директор департамента по работе с образовательными учреждениями Microsoft в России, утверждает, что сегодня в школах менее 5% использования информационных технологий связано непосредственно с обучением, но даже то, что используется, пока слабо влияет на образовательный процесс. Причина — развитие технологий сильно опережает применение их в образовании. Но вывести процесс обучения на современный уровень уже невозможно без ИТ. Прогрессивная часть российских преподавателей во многом силой собственного энтузиазма как может решает эти проблемы. Свою лепту в повышение качества образования вносит корпорация Microsoft.
Ирина Васильева: «Инициатива и энтузиазм педагогов тем более ценны, что многие из них — представители школ, находящихся в удаленных уголках России» |
Пятилетняя инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» для средних учебных заведений, проводимая в рамках «Академии информационных технологий Microsoft», была представлена в сентябре 2003 года. Соглашение о сотрудничестве с корпорацией в рамках программы подписали более 95 стран. На середину июня 2005 года в программе зарегистрировано 226 участников из России.
Учитывая условия, в которых существуют отечественные образовательные учреждения, в Microsoft предложили специальные цены на лицензирование по подписке для учебных заведений. Кроме того, разработана программа «Новая жизнь компьютера», по условиям которой можно бесплатно получить лицензию на Microsoft Windows.
На недавно прошедшем в Москве семинаре для участвующих в программе средних учебных заведений дополнительного образования были представлены новые проекты корпорации в области образования. Так, для общения преподавателей создан портал Innovative Teachers Network, разработаны учебные курсы для учителей и учеников. «Партнерство в образовании» позволяет направить дополнительные инвестиции на развитие программы в средних учебных заведениях (бесплатные тренинги для преподавателей, бесплатная сертификация, отмена первого ежегодного взноса за участие в программе).
Партнерами «Академии» являются Министерство образования и науки, Центр компьютерного обучения «Специалист» и Ярославский центр телекоммуникаций и информационных технологий в образовании. Ирина Васильева, директор Ярославского центра, рассказала, что пилотный проект программы развернут сегодня в семи федеральных округах России. 70% участников — общеобразовательные школы, 30% — учреждения, предоставляющие услуги дополнительного образования. За время, прошедшее с начала проекта, сместились акценты. Если раньше одной из самых сложных была проблема создания оптимальной экономической модели функционирования академии, а следом за ней шла проблема организации материальной базы, то сегодня основной задачей стало привлечение к участию в программе родителей и учащихся, а также организационные сложности с сертификацией и вопросы методики преподавания.
Васильева отметила, что за год участия в проекте удалось приобрести опыт создания команды единомышленников, причем не только в собственном учреждении, но и в рамках региона. В числе пока нерешенных проблем остаются такие, как неготовность к выходу на самоокупаемость, что отчасти связано с неумением использовать дополнительные источники организационно-финансовой поддержки, а также слабая юридическая компетентность участников проекта, недостаточная оценка необходимости поддержки со стороны руководства учебных заведений.
«По мере развития программы стало понятно, что охватить всю Россию из единого центра очень трудно», — подчеркнула Васильева. На первом этапе было организовано централизованное тестирование прошедших обучение преподавателей в Москве. Для отдаленных регионов организация командировок учителей в Москву всегда было делом непростым. Процесс затормозился из-за отсутствия в регионах учителей со статусом Microsoft Office Specialist, а также самих центров тестирования для получения такого статуса — как учителями, так и учениками.
Для решения этой проблемы стартовал проект развития сети региональных ресурсных центров. Сейчас такие центры существуют в Ярославле и Красноярске. На очереди — Волгоград, Рязань, Санкт-Петербург, Новосибирск. Сертификационное тестирование сейчас можно пройти в центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Красноярске и Ярославле. Если в каком-либо регионе набирается 20 человек, готовых сдать экзамен на сертификат, организуется выездное тестирование.