В процессе образования от преподавателя зависит очень многое
В Российском государственном гуманитарном университете прошел форум образовательных технологий Smart University for Smart Students. Цель организаторов форума заключалась не только в том, чтобы представить новинки современной техники и информационных технологий, предназначенных для образовательных учреждений, но чтобы поговорить с коллегами и студентами о том, как лучше строить образовательный процесс.
По наблюдениям преподавателей самого РГГУ, у современных студентов пропала страсть к восприятию знаний. Акцент их интересов переместился на вопросы построения личной карьеры. Причиной этого во многом стали сами преподаватели, которые не умеют сообщить эту страсть своим студентам.
«Десятилетиями от преподавателя исходит поток насилия по отношению к учащимся», — отметила Ирина Карапетянц, сотрудник РГГУ. Иными словами, преподаватель постоянно находится в состоянии борьбы за усвоение материала. Как правило, преподавателю не досуг осваивать новые технологии, а порой и элементарные навыки работы с компьютером, с которым нынешние студенты умеют лихо управляться почти с пеленок. Преподаватель сегодня — слабое звено учебного процесса.
Юрий Афанасьев, президент РГГУ, всего несколько лет назад крайне настороженно относился к внедрению технологических новинок в своем вузе.
«Насыщенная иллюстративность процесса обучения приводит к тому, что творческое начало у студентов замещается эмоциями, идет усвоение форм, — отмечает Афанасьев, — а мы хотели бы развивать у учащихся творческий импульс».
Тем не менее РГГУ, уже около пяти лет сотрудничая с компанией Polymedia, постепенно оборудует свои учебные аудитории самым современными средствами. Более того, в РГГУ было издано распоряжение, согласно которому преподаватели должны пройти соответствующее обучение. Без этого они не допускаются к работе в классах, где установлены интерактивные доски и другие замечательные ИТ-новинки.
Одной из таких новинок является интерактивная доска SMART Board. Она была создана около пятнадцати лет назад в компании SMART Technologies, однако до России добралась совсем недавно. Доска представляет собой сенсорный дисплей, где управление можно производить пальцем руки, а также писать специальным фломастером. Так одним касанием преподаватель может вывести на большой экран аудитории компьютерную информацию (графические материалы, таблицы, карты) и видеоматериалы. На экран можно выводить информацию сразу в нескольких окнах, что хорошо воспринимается сегодняшними студентами, привыкшими работать с информацией, поступающей одновременно по нескольким каналам.
На конференции также были представлены проекторы Mitsubishi Electric, многофункциональные сетевые лингафонные системы, образовательные курсы, разработанные в компании «Кирилл и Мефодий». Кроме того, демонстрировался комплекс из 15 многофункциональных мультимедийных аудиторий РГГУ. Это и мобильный вариант аудитории для изучения иностранных языков, оборудованной пультами управления и 12 гарнитурами, что позволяет развернуть лингафонный кабинет в самом обычном классе. Это также и видеокомпьютерный класс для изучения, например, культуры и быта Древнего Рима; в этой аудитории в учебном процессе объединяются медиатехнологии и театральное действо, в котором участвуют сами студенты. В терминальном классе было показано, как с помощью мультимедийных технологий можно создавать определенную эмоциональную среду для обсуждения серьезных политологических и философских проблем, связанных с манипулированием общественным сознанием. А в соседнем классе также с помощью средств мультимедиа демонстрировался действенный способ привлечения студентов к дискуссии (в данном случае — по исторической дисциплине), организации диалога с преподавателем и сокурсниками, а в конечном итоге создания среды «правильной коммуникации».
Все продемонстрированные решения весьма и весьма заинтересовали участников конференции. Однако с учетом всех существующих сегодня проблем в организации образования, самая безнадежная из которых — более чем скудное финансирование, действительно высокий спрос на подобные решения возможен не раньше, чем лет через пять, а то и более.