Разработчики из уральского отделения Академии наук собираются потеснить D-Link и Sony
Исследования в области компьютерной обработки видеоконтента проводятся в Научно-исследовательском центре мультимедиа-технологий Института математики и механики уральского отделения РАН более двадцати лет. Последняя разработка его сотрудников — видео-Internet-коммуникатор Vidicom.
Владимир Прохоров надеется, что в скором времени уральский IP-видеотелефон можно будет приобрести в магазине бытовой техники |
Основное преимущество системы состоит в уникальном алгоритме сжатия данных, что позволяет добиться качества вещательного телевидения при использовании IP-телефонии. При хорошем канале связи (2,3 Мбит/с) обеспечивается качество изображения 720х576 пикселов с частотой 25 кадров в секунду для видеотелефонной связи и при видео?трансляции. Разработчики заявляют, что задержка между событием на передающей стороне и выводом на экран и акустику на принимающей составляет при этом около секунды при связи через Internet и 0,2 секунды — при использовании локальной сети.
Второе важное качество системы — ее многофункциональность. Vidicom может одновременно применяться как Internet-видеотелефон, как сервер для Internet -трансляции, как средство видеоконференц-связи, видеонаблюдения и видео/аудиооповещения. То есть сеанс видеотелефонной связи может быть при желании доступен для просмотра с любого количества компьютеров, имеющих выход в Internet, или через локальную сеть.
Поводом для возникновения Vidicom стал заказ одной корейской фирмы на создание кодека для работы с видео в реальном времени в формате MPEG-4 на языке Java. Работа была выполнена сотрудниками Института механики и математики в 2000 году. Через год кодек был интегрирован с модулем трансляции в Internet, что позволило значительно расширить рынок сбыта. Московская компания InTech Communications заинтересовалась уральским софтом и использовала его в производстве переносного репортажного спутникового комплекса FlyAway. Несколько отечественных СМИ применяют сегодня эту систему для передачи новостей с мест в прямой эфир.
С увеличением числа пользователей выявилась проблема совместимости оборудования и программного обеспечения.
«Чтобы не получилось так, что во время Internet-трансляции «Антивирус Касперского» запускает сканирование диска, клиенты приобретали отдельный сервер для нашего Internet-коммуникатора. Как правило, у наших специалистов консультировались о том, какое оборудование лучше поставить. Но все равно нестыковок избежать не удавалось, — описывает ситуацию руководитель проекта Владимир Прохоров. — В итоге мы пришли к выводу о необходимости выпуска линейки готовых системных блоков».
А в прошлом году система была дополнена телефонным адаптером и превратилась в отечественную модель видеотелефона. Ученые тем самым надеются создать предложение для розничного рынка и конкурировать с зарубежными брэндами наподобие D-Link или Sony.
Несмотря на скромные рекламно-маркетинговые ресурсы (основным каналом общения с потенциальными заказчиками выступал Internet-портал Института математики и механики, где имеются описание коммуникатора и видеоархив трансляций и конференций, проведенных с помощью системы), у нее уже есть заказчики. Среди клиентов — президиум Российской академии наук, ИТАР-ТАСС, Пермская и Челябинская областные думы. Поскольку работа по проектированию и выпуску системы была проинвестирована за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований, разработчики имели возможность на льготных условиях предоставлять Vidicom в пользование для организации Internet-трансляций и видеомостов.
С весны нынешнего года взят курс на увеличение объемов производства Internet-видеотелефонов и налаживание каналов сбыта. На базе института создана компания «Халмер-Ю». Завязалось сотрудничество с одной из московских консалтинговых групп по разработке новой бизнес-стратегии.
Сегодня обсуждаются как минимум три варианта проникновения на массовый рынок. Во-первых, это сохранение брэнда Vidicom, производство и дистрибуция соответствующего оборудования в России. В этом случае достаточно трудно будет выходить на внешний рынок. Второй вариант состоит в заключении франчайзингового соглашения с зарубежной ИТ-компанией, с тем чтобы выпускать коммуникаторы под известным мировым брэндом. Сейчас рассматривается несколько подобных деловых схем, поскольку, по словам Прохорова, интерес за рубежом к их разработке очень велик. Наконец, третий, наименее хлопотный для ученых вариант состоит в продаже одной из иностранных компаний технологии целиком. Такие предложения уже поступали.