«Открытые системы»

Еженедельник Computerworld, увидевший свет 21 июня 1967 года, выходит сегодня в 44 странах
Патрик Макговерн: «Целью создания International Data Group в 1964 году было предоставление самых актуальных, полезных и достоверных сведений об информационных технологиях»

Сорокалетняя история медиаимперии International Data Group, крупнейшего в мире издательства в области информационных технологий, начиналась в ту не столь давнюю эпоху, когда компьютеры были уделом избранных. Загадочность больших машин вызывала благоговение непосвященных, рынок принадлежал узкому кругу корпораций наподобие Burroughs, Univac, NCR, CDC, Honeywell, IBM. В конце 50-х будущий основатель и бессменный глава IDG Патрик Макговерн был студентом прославленного Массачусетского технологического института. Несмотря на то что своей специальностью он избрал биофизику, со школьных лет Патрика интересовали компьютеры, и потому не случайным оказалось его участие еще студентом в выпуске самого первого журнала по вычислительной технике Computers and Automation, где Макговерн стал помощником редактора.

Работу в Computers and Automation Макговерн продолжил и после окончания МТИ. Ему довелось брать интервью у светил зарождающейся индустрии. Беседа с одним из руководителей Univac, который посетовал на отсутствие серьезных исследований нового рынка, натолкнула Макговерна на мысль о создании собственной аналитической компании. Так в 1964 году появилась International Data Corp., чуть позже ставшая исследовательским подразделением издательской компании IDG. А 21 июня 1967 года увидел свет первый выпуск первого периодического компьютерного издания Макговерна — еженедельника Computerworld.

Выступая на церемонии вручения одной из своих многочисленных наград, Макговерн вспоминал, что, начиная собственный издательский бизнес, решил спросить у ветеранов отрасли, в чем состоит главная цель издателя, — увеличивать доход или расширять читательскую аудиторию.

«И то и другое — лишь следствие; главное — помогать вашим читателям добиваться успеха в своем деле», — таков был ответ. Этого принципа Макговерн старается придерживаться во всех своих многочисленных издательских проектах. Аудитория Computerworld в первые годы существования еженедельника была очень ограниченной, и его руководитель фактически поставил перед собой цель формирования компьютерного сообщества.

Три года назад, в выпуске, посвященном 35-летнему юбилею издания, редакторы Computerworld отмечали: «Макговерн использовал новый еженедельник как трибуну для того, чтобы обращаться к зарождающемуся классу ИТ-профессионалов и отстаивать его интересы».

На этом основывался подход к формированию содержания газеты. Вместо «историй успеха» вендоров и описаний неоспоримых достоинств их продукции Макговерн сделал ставку на объективность информации, новости и обсуждение реальных проблем пользователей и формирующегося ИТ-рынка. Восторга у потенциальных рекламодателей это, мягко говоря, не вызвало, но создало доверие и стимулировало интерес читателей. Спустя некоторое время игрокам рынка стало ясно, что бойкот не имеет смысла: аудитория Computerworld, а это была их основная клиентская аудитория, быстро росла.

«Мне это крайне не нравится, но я вынужден давать вам рекламу» — такова была, по воспоминаниям Макговерна, реакция большинства вендоров. И по сей день в IDG неукоснительно следуют принципу разделения редакторских и рекламных интересов, ставя во главу угла качество публикуемых материалов.

В конце 60-х годов почти 80% ИТ-индустрии было сосредоточено в США, но глава IDG понимал, что потенциальная читательская аудитория компьютерных изданий не ограничивается Североамериканским континентом. Надо было осваивать новые рынки. Первой страной для «экспорта» Computerworld стала Япония, где газета начала выходить в 1972 году под названием Shukan Computer. Здесь впервые Макговерн воплотил в жизнь девиз «Думай глобально, действуй локально», которому следовал затем всегда, открывая выпуск своих изданий в новых странах. Вместо того чтобы копировать содержание оригинальной версии Computerworld на другом языке, он сформировал редакцию японского еженедельника целиком из местных редакторов, которые могли бы определить, какие материалы представляют интерес для локального рынка, и подготовить собственные публикации.

Вслед за Японией последовали лидеры европейской экономики — Британия, Франция, Германия, затем Бразилия и Австралия. В 1980 году IDG инициировала выпуск China Computerworld, став первой американской компанией, основавшей совместное предприятие в Китае. Сегодня Computerworld выходит в 44 странах на всех континентах (за исключением Антарктиды, конечно). Принцип формирования содержания везде схож: около 80% отводится статьям местных авторов и остальные 20% — лицензируемые материалы. IDG экспортирует не информационное наполнение, а основную концепцию издания. С развитием компьютерного сообщества, которое стремился создать Макговерн, в нем все активнее заявляли о себе те, кого интересовали не просто технологии, а их роль в бизнесе. На эту новую категорию специалистов — ИТ-менеджеров — и стало ориентироваться издание. Сегодня в любой стране, где выходит Computerworld, его целевой аудиторией являются профессионалы в ИТ, которые не удовлетворяются в своих компаниях ролью рядовых исполнителей, а потому стремятся узнавать не только о тенденциях в развитии технологий, но и о закономерностях ИТ-рынка, об отношениях между компьютерными компаниями, между потребителями и поставщиками, о различных бизнес-аспектах применения ИТ-решений.

В первом номере еженедельника Computerworld, выпущенном в июне 1967 года, было восемь страниц

Вслед за развитием информационных технологий и расширением круга пользователей в IDG появлялись новые издания — InfoWorld, PC World, Macworld (первый номер этого журнала вышел на той же неделе, когда был выпущен первый Macintosh), Network World, Publish, CIO… Для всех них повторялась модель глобального издательского франчайзинга — IDG находила партнеров в других странах, которые брались за выпуск журналов и газет с той же философией публикаций, но со значительным акцентом на интересы локального рынка. Помимо издательской и аналитической деятельности, компания ежегодно проводит порядка 170 конференций и различных мероприятий по всему миру (среди них, например, Macworld Expo и LinuxWorld Expo). Макговерн убежден: в эпоху повсеместных электронных коммуникаций живое человеческое общение приобретает особую ценность. В управлении всем своим большим хозяйством Макговерн придерживается принципа децентрализации, предоставляя руководителям разных изданий и бизнес-подразделений свободу в выборе стратегии своего развития и редакционной политики.

Сегодня компания ведет свой бизнес в 85 странах, выпускает более 300 компьютерных периодических изданий и имеет свыше 120 млн. подписчиков. А ее основателя вполне справедливо называют создателем международной компьютерной журналистики.


Информация — ключ к успеху

Патрик Макговерн отвечает на вопросы Computerworld Россия о том, как рождалась его издательская империя.

В чем вы видели свою миссию, создавая свою компанию?

Целью создания International Data Group в 1964 году было предоставление самых актуальных, полезных и достоверных свведений об информационных технологиях.

Какие основные идеи стояли за инициативами создания IDG и Computerworld?

Мы верим в то, что в ИТ заложен потенциал стать самой полезной для человечества сферой деятельности — по той причине, что информационные технологии усиливают интеллектуальную составляющую человеческого бытия. Они значительно расширяют наши возможности доступа к информации и помогают на основе этой информации принимать более дальновидные и действенные решения. Однако прежде чем человек сможет достичь чего-либо, он должен хорошо представлять себе свои возможности. Информирование играет здесь ключевую роль. IDG создавалась для того, чтобы предоставить информацию, способную стимулировать развитие, маркетинг и применение ИТ.

Чем вы руководствовались, инициируя выпуск новых изданий?

IDG создавала новые издания в ответ на развитие технологий и возникновение новых аудиторий их потребителей и пользователей. Например, когда появились первые персональные компьютеры, IDG начала выпускать журнал PC World для пытливых умов менеджеров и пользователей ПК. Когда начали разворачиваться корпоративные сети, в IDG появился еженедельник Network World, предназначенный для менеджеров таких сетей. С развитием мини-компьютеров и сетей персональных компьютеров все более актуальной становилась тема автоматизации корпоративных подразделений, для освещения которой был создан InfoWorld.

Каким был Computerworld в первые годы своего существования?

В первом номере еженедельника Computerworld, выпущенном в июне 1967 года, было восемь страниц. Объем издания быстро вырос до 12, затем до 24 страниц, и два года спустя это уже было издание на 128 страницах, на тот момент крупнейшее среди мировой компьютерной периодики.

Каковы основные принципы журналистской этики для сотрудников IDG?

Этические принципы, которыми руководствуются редакторы и авторы наших изданий, основываются на том, что во главу угла должны ставиться интересы читателей. Мы поощряем регулярные контакты наших сотрудников со своими читателями, которые позволяют прояснить точку зрения читательской аудитории на то, как сделать наши публикации более полезными для нее. Редакторы и журналисты IDG не имеют права инвестировать в ИТ-компании и в любые другие фирмы, о которых они, возможно, будут готовить материалы. Им также запрещено брать какие-либо заказы и получать гонорары или другие виды вознаграждений от ИТ-компаний или их рекламных и PR-агентств. Уверенность читателей в достоверности и объективности публикаций — ключ к нашему успеху.


Хроника IDG в России

Как утверждают в IDG, компания была первой в американском издательском бизнесе, заключившей соглашение о публикациях в СССР. Это произошло в 1987 году, и год спустя начал выходить журнал «Мир ПК». Computerworld СССР дебютировал за несколько месяцев до того, как страна с таким названием перестала существовать; еженедельник был переименован в Computerworld Москва.

Весной 1995 года в IDG приняли решение о смене партнера в России и начали поиск новых кандидатов. Перед будущими издателями Computerworld стояла непростая задача — регулярный выпуск еженедельника было необходимо возобновить в кратчайшие сроки. Глава молодого отечественного издательства «Открытые системы» Михаил Борисов, увидев в потенциальном партнерстве с глобальной издательской корпорацией отличную возможность для вывода бизнеса своей компании на новый уровень, решил рискнуть. У «Открытых систем», первый проект которых стартовал лишь двумя годами ранее, к тому времени был опыт выпуска трех технологических журналов и собственной — хотя и небольшой — компьютерной газеты.

По условиям лицензионного соглашения, подписанного 20 июля 1995 года, уже через шесть недель необходимо было выпустить первый номер обновленного Computerworld, а с сентября — наладить его выпуск в привычном еженедельном режиме. Дебют Computerworld Россия в «Открытых системах» состоялся 30 августа 1995 года. В следующем году IDG, оценив профессионализм и энтузиазм своих новых российских партнеров, приняла решение перевести в «Открытые системы» и остальные существовавшие на тот момент проекты в России (журналы «Мир ПК» и «Сети»). К этому времени наше издательство начало также выпускать журнал Publish, спустя несколько лет появился русский вариант CIO Magazine — журнал «Директор информационной службы».

Сегодня, помимо издательских проектов, «Открытые системы» активно развивают еще одно направление сотрудничества с IDG. Совместно с московским представительством IDC, аналитическим подразделением IDG, регулярно проводятся конференции по актуальным проблемам современного ИТ-рынка.