Служба новостей IDG, Майами
Компания смогла добиться успеха благодаря исключительному вниманию к степени удовлетворенности покупателей, персонализации процесса покупок и мощным технологическим наработкам
Джефф Безос умело воспользовался Internet-эйфорией и не пал духом во времена краха «доткомов» |
Когда десять лет назад компания Amazon открыла свой онлайновый книжный магазин, будущее ее было весьма туманным. Действительно, ей нужно было еще доказать эффективность торговли, ведущейся исключительно в Сети, по сравнению с деятельностью конкурентов, владеющих реальными торговыми точками.
Первое десятилетие существования компании не всегда было гладким, эксперты не раз предрекали гибель Amazon.com, особенно когда эйфория «доткомов» сменилась спадом и многие компании, ведущие электронную коммерцию, разорились.
Несмотря на все это, менеджмент Amazon.com, ведомый жизнерадостным основателем, президентом, председателем совета директоров и генеральным директором Джеффом Безосом, продолжал увеличивать продажи. Компания боролась за выход на уровень прибыльности, и в 2003 году это удалось.
Сегодня Amazon.com — несомненный лидер электронной розничной торговли, компания, чей яркий успех в работе с потребителем объясняется успешным сочетанием инновационных технологий и практикой ведения бизнеса, которую многие пытались изучать и повторять.
Что сыграло определяющую роль в таком успехе? Отраслевые эксперты указывают на несколько ключевых факторов, среди которых — исключительное внимание к уровню удовлетворенности покупателя, постоянное улучшение дизайна сайта, упор на персонализацию процесса покупки и мощные технологические наработки. В результате Amazon.com завоевала среди покупателей, совершающих приобретения в Internet, репутацию надежного и солидного магазина. «Amazon.com пользуется доверием покупателей. Люди воспринимают ее как добросовестную компанию», — считает Эдгар Дворски, основатель сайта Consumerworld.org, занимающегося защитой потребителей.
Одновременно с этим Amazon.com имеет репутацию компании, практику которой перенимают другие онлайновые продавцы. «Отрасль смотрит на Amazon.com как на эталон электронной розничной торговли», — заявил аналитик Yankee Group Су Ли Уолкер.
Amazon.com изначально была ориентирована на предоставление покупателям качественных услуг. Как отмечают эксперты, это в свою очередь обернулось высоким уровнем доверия клиентов и соответственно высоким уровнем продаж.
Наблюдатели считают, что Amazon.com заслужила доверие своих покупателей, так как смогла обеспечить безопасность операций, надежность исполнения заказов и их доставки, широкий выбор товаров и наличие множества скидок.
«Завоевание доверия было критичным для Amazon.com в самом начале ее деятельности, когда она была новичком этого рынка. Этот фактор остается критичным и сейчас, потому что конкуренция в сфере электронной торговли в последние годы ужесточается», — считает Патти Фримен Эванс, аналитик Jupiter Research.
Amazon.com с самого начала также непрерывно работала над совершенствованием пользовательского интерфейса своего Web-сайта, постепенно улучшая интуитивность и простоту навигации, сделав его более дружественным и персонифицированным.
«Amazon.com всегда очень глубоко и тщательно анализирует трафик своего сайта и вносит изменения в соответствии с обнаруженными тенденциями, — отметил Роб Эндерле, ведущий аналитик Enderle Group. — Как видно, Amazon.com проводит прекрасную работу по постоянному обновлению своего сайта, чтобы сделать процесс покупки еще лучше».
«Компания первой обратила пристальное внимание на необходимость постоянного тестирования дизайна Web-сайта и его оптимизацию, непрерывный анализ всего происходящего, включая такие мелочи, как цвет и расположение ссылок на сайте», — заявил Гай Крис, руководитель Ballardvale Research.
«Время и деньги на это были потрачены не зря. Учитывая объем трафика сайта Amazon.com, даже незначительная оптимизация его внешнего вида может означать миллионы долларов дополнительных продаж, — отметил он. — Проводимая ими работа и анализ абсолютно оправдывают себя».
«Вынося решения по дизайну сайта на базе статистики использования, а не руководствуясь эстетическими соображениями или вкусами разработчиков, Amazon.com удалось привести пользовательский интерфейс в соответствие с решением своей главной задачи. Она заключается в превращении посетителей в покупателей», — заявил Эрик Петерсон, аналитик Jupiter Research.
«Amazon.com вносит изменения в свой сайт, которые оправданны с точки зрения ведения бизнеса, — отметил он. — Не думаю, что Amazon.com является самым красивым сайтом, но я никогда не испытывал затруднений в поиске и приобретении здесь чего-либо».
Другой областью, в которой выделяется Amazon.com, является использование данных о прошлых покупках для персонализации процесса совершения покупки и модификации страниц для подстройки к предпочтениям и интересам конкретного покупателя. Она также позволяет публиковать рецензии на продукты и перечни рекомендуемых покупок в помощь другим посетителям.
«Amazon.com использует определенные технологические решения — базы данных и инструменты анализа данных — для обеспечения того уровня персональной помощи при выборе покупки, которую в обычных магазинах оказывали десятки лет назад, когда владельцы знали своих покупателей в лицо», — отметил Эндерле.
«Более того, Amazon.com удалось сделать это методами, которые большинство клиентов считает удобными и не такими убогими, как практикуемые опросы, — заявил Дворски. — Компания смогла накопить достоверные данные о личных приобретениях и предпочтениях при просмотре предлагаемых товаров, при этом эффект подглядывания не ощущался, так как это сделано эффективным способом».
Высокий уровень компетенции Amazon.com в электронной коммерции сейчас хорошо известен, поэтому крупнейшие розничные сети открывают собственные магазины в рамках сайта Amazon.com, а другие обращаются к услугам этой компании для организации технологической поддержки и обслуживания собственных Web-сайтов.
Eddie Bauer, Target и Office Depot, а также многие мелкие розничные магазины имеют собственные торговые площадки на сайте Amazon.com, тем самым превращая его в торговый портал. В то же время, действуя через свою дочернюю компанию Amazon Services, Amazon.com оказывает услуги в области электронной торговли, в частности по созданию и поддержке работы Web-сайтов, обработке заказов и доставке продуктов для таких компаний, как Sears Canada и OshKosh B?Gosh Retail.
Amazon.com, в начале своего пути торговавшая лишь одним видом продукции — книгами — с одного американского Web-сайта, теперь предлагает широкий спектр товаров, в том числе компакт-диски, одежду, товары для дома и сада, потребительскую электронику, которые можно приобрести на многих Web-сайтах по всему миру.
Amazon, основанная в 1994 году и работающая на просторах Web с июля 1995-го, сегодня входит в список Fortune 500. В 2004 году ее суммарный доход составил 6,92 млрд. долл., что превышает доходы 2003 года на 31%. Прибыль за тот же период составила 588 млн. долл., или 1,39 долл. на акцию, при показателях 2003 года в 35 млн. долл. прибыли, или 0,08 долл. на акцию.
С 1997 года, когда компания вышла на фондовый рынок, она проделала большой путь. Тогда объем продаж составлял 147,8 млн. долл., а убытки — 27,6 млн. долл., или 1,27 долл. на акцию.
Amazon: новые испытания
По мнению независимых наблюдателей, Amazon.com ждут новые испытания, о чем свидетельствует последний годовой отчет, опубликованный в апреле. Среди проблем можно отметить следующие.
- Усиление конкуренции на рынках как розничной торговли, так и услуг, где Amazon.com сталкивается с крупными игроками, владеющими большой клиентской базой и финансовыми ресурсами, известными торговыми марками.
- Риски, связанные с продвижением в другие страны и на новые сегменты рынка. Выход на международный уровень связан с рисками ведения дел в различных странах, где Amazon.com сталкивается с различными законодательными актами, локальными конкурентами и необходимостью адаптации своей бизнес-практики и технологий к условиям иностранного государства. Она продолжит диверсификацию, вовлекающую компанию в конкуренцию с теми, кто силен на этих рынках и более опытен в них.
- Необходимость постоянного и тонкого управления усилиями, направленными на продажи и доставку со скидками, для получения предполагаемых бизнес-результатов за счет низких цен.
- Обеспечение того, что при росте масштабов компании ее технологическая инфраструктура будет этому масштабу соответствовать. Проблема проявляется в полной мере, когда компания сталкивается с перебоями в работе системы, что делает ее Web-сайты недоступными или влияет на возможность обработки заказов и предоставления услуг сторонним лицам.
- Необходимость разрешения нескольких ведущихся судебных споров, в которых разные истцы утверждают, что компания нарушила их патенты в технологиях, используемых Amazon.com. Среди прочих оспаривается персонализация процесса покупки и организация службы заказов 1-Click.
Книги из Рунета
По данным маркетингового агентства Step by Step, до 12% книжной розницы в нашей стране приходится сегодня на Internet-магазины
Август 1996 года: издательство «Символ-Плюс» открыло первый в России книжный Internet-магазин Books.Ru
Апрель 1998 года: открыт Internet-магазин Ozon, который по замыслу создателей должен был стать российским эквивалентом Amazon.com, т. е. магазином, который не только предлагает купить книгу или видеофильм, но и представляет собой онлайновую энциклопедию, которая содержит информацию о книгах, фильмах, писателях, фестивалях и т. д.
Июль 1999 года: открылся Internet-магазин Bolero.ru. На сегодняшний день в магазине представлено более 74 тыс. книг по разным тематикам, около 15 тыс. фильмов, более 44 тыс. музыкальных дисков, 2,7 тыс. программ и игр, 12 тыс. игрушек и подарков. Кроме того, клиенты Bolero имеют возможность заказа товаров из ассортимента Amazon
Ноябрь 1999 года: открылся Internet-магазин Colibli.ru, специализирующийся на торговле книгами и музыкальными дисками
Январь 2000 года: по данным КОМКОН-2, в 1999 году покупки в Internet совершили 53 тыс. россиян
Июнь 2000 года: создан консорциум eHouse, объединивший Internet-магазины Bolero.ru, Dostavka.ru, Megashop.ru и Wstore.ru, Kenga.ru и Aromat.ru
Август 2000 года: подозреваемый в незаконной деятельности Internet-магазин Logos CD-Trade прекратил свое существование. В отношении магазина по заявлениям компаний PROMT и ABBYY возбуждено уголовное дело за нарушение авторских прав
Январь 2001 года: оборот холдинга eHouse за 6 месяцев 2000 года составил 5,7 млн. долл.
Февраль 2001 года: по данным SpyLog, число посетителей 50 наиболее популярных российских Internet-магазинов удвоилось менее чем за полгода, превысив 1,2 млн. человек
Январь 2002 года: суммарный оборот 11 магазинов холдинга eHouse составил в 2001 году 22,78 млн. долл., чистая прибыль — 723 тыс. долл., а общее количество клиентов за 2001 год — 120 тыс. человек
Январь 2004 года: оборот холдинга eHouse в 2003 году составил 39,9 млн. долл., а суммарное количество уникальных зарегистрированных клиентов холдинга превысило 483 тыс. человек
Aпрель 2004 года: в первом квартале 2004 года объем электронной торговли в России превысил 1 млрд. долл
Ноябрь 2004 года: Госдума одобрила во втором чтении поправки к закону «О защите прав потребителей», согласно которому потребительские права Internet-покупателей защищаются вводимой в закон статьей «дистанционный способ продажи товара»
Осень 2004 года: по данным исследования SpyLog, основными проблемами отечественных Internet-магазинов россияне назвали отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через Internet и общее недоверие к нетрадиционным формам торговли
Январь 2005 года: розничные продажи в Рунете в 2004 году выросли на 40% и достигли 660 млн. долл. (данные НАУЭТ). Товарооборот отечественных Internet-магазинов составляет менее 1% от общего розничного товарооборота России. Для сравнения, в США эта цифра равна 14-15%
Март 2005 года: открыт Internet-магазин антикварных книг RareBooks.ru с каталогом из 1,5 тыс. книг
Июль 2005 года: оборот Ozon в первом полугодии 2005 года превысил 15 млн. долл. Клиентам за этот период отправлено свыше 300 тыс. заказов (более 1,2 млн. товаров), из них 52% — книги, 19% — DVD, 12% — CD. 49% российских клиентов — москвичи, 10% — жители Санкт-Петербурга