Третья Японско-российская конференция по стратегии информационных технологий и бизнеса
В середине июля Санкт-Петербург и Москву посетила внушительная делегация из Японии. Чиновники, представители крупных компаний и банков Страны восходящего солнца приняли участие в III Японско-российской конференции по стратегии информационных технологий и бизнеса.
По мнению Андрея Свириденко, в области сотрудничества российских и японских ИТ-компаний лед, наконец, тронулся. Просто нужно учитывать, что японские компании очень долго и тщательно выбирают партнеров |
Такие мероприятия проводятся для того, чтобы наладить или расширить сотрудничество. Однако российские участники конференции, несмотря на место ее проведения, составляли явное меньшинство. При этом некоторые из них уже имеют тесные связи с японскими компаниями, то есть знакомиться японцам, по большому счету, было не с кем.
Увы, российские чиновники упустили время и слишком поздно пригласили отечественные компании. К примеру, в конференции обязательно приняла бы участие компания «Рексофт», если бы приглашение пришло заранее — до сезона отпусков. Эта софтверная компания считает японский рынок привлекательным. Не смог прибыть в Петербург и генеральный директор компании «Люксофт» Дмитрий Лощинин, хотя его выступление было запланировано, если судить по программе конференции.
На брифинге руководитель Федерального агентства по информационным технологиям РФ Владимир Матюхин, отметивший, что Россия и Япония имеют огромный потенциал в области информационных технологий и связи, был немногословен. На вопрос о конкретных реализованных совместных проектах он ответил коротко: «Ростелеком».
«Ростелеком» при финансовой поддержке Японского банка международного сотрудничества осуществлял строительство транссибирской оптико-волоконной линии. Между партнерами уже подписано новое соглашение о предоставлении кредита в 9 млн. долл. на покупку и установку дополнительного оборудования для цифровой связи между Москвой и Петербургом.
Однако Танами Кодзи, заместитель президента и управляющий директор банка, высказал на конференции желание более активно работать с российскими ИТ-компаниями. По его словам, сложности возникают из-за отсутствия финансовой прозрачности потенциальных партнеров в России, а также из-за того, что не понятно, кто является настоящими владельцами предприятий.
Разнонаправленные устремления
Несколько российских разработчиков программного обеспечения, участвовавших в конференции, договорились с японскими фирмами о продолжении общения. Однако, судя по отзывам их представителей, более успешными для продвижения на японском рынке были мероприятия, проведенные ассоциациями ИТ-компаний двух стран — KISA и «Руссофт». Так, например, именно после этих мероприятий только за последний месяц офис петербургской компании «Рексофт» с визитом посетило две группы потенциальных клиентов из Японии.
Президент «Руссофт» Валентин Макаров считает, что на конференции японские компании, в основном, надеялись найти партнеров, которые знают российский рынок и могут продавать на нем их решения и технологии. Немногочисленные разработчики программного обеспечения интересовали гостей из Японии только с точки зрения локализации и продвижения в России их собственных программных продуктов. Предложения «Руссофта» по аутсорсингу или поставке на японский рынок решений и продуктов российских компаний были встречены ими без особого энтузиазма.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Иностранные компании всегда в первую очередь ищут новые рынки сбыта и только потом — возможности размещения в России заказов на разработку ПО.
Сложно, но можно
С японскими компаниями начинать работать трудно. Сказываются культурные различия, языковой барьер, закрытость японского рынка. Тем не менее с компаниями Страны восходящего солнца российские разработчики могут сотрудничать. И опыт нескольких отечественных компаний подтверждает это.
К примеру, компания Spirit, работающая на японском рынке более десяти лет (среди клиентов — Japan Radio Company, NEC, Toshiba, Kyocera). Президент Spirit Андрей Свириденко видит один из секретов своего успеха в следующем: «Мы раньше других поняли важность специализации и налаживания партнерских отношений с крупными мировыми компаниями, в том числе в Японии. Специализация дает возможность четкого позиционирования на рынке, на котором работает компания».
По мнению Свириденко, в области сотрудничества российских и японских ИТ-компаний лед, наконец, тронулся. Просто нужно учитывать, что японские компании очень долго и тщательно выбирают партнеров.
«Навороты» для 4G
Большие перспективы, как считает Свириденко, имеются в области мобильных технологий. На конференции потенциал в этой сфере особенно заинтересовал NTT, Toshiba, NEC, Fujitsu. Второе перспективное направление — расширение сотрудничества в области ИТ-образования.
«Японским компаниям в большей степени нужны продвинутые технологии, а не программирование на заказ. Они готовы лицензировать конечные продукты, не ограничиваясь покупкой человеко-часов. Кроме того, японские клиенты привыкли к очень высокому уровню поддержки, который толком не умеют оказывать даже американцы. Поэтому нам очень важно соответствовать японскому стандарту», — полагает Свириденко.
Уже после конференции представители Spirit посетили Японию и сделали вывод, что японцам интересна возможность сотрудничества в области создания устройств для сетей третьего и четвертого поколения с множеством «наворотов». Однако они не осознают, что, например, продукты, подобные VoIP over WiFi или Voice/Video over IP for 3G уже представлены на российском рынке.