Network World, США
Брайан Бехлендорф о будущем и настоящем сообщества Open Source
Брайан Бехлендорф в свои 32 года является одним из лидеров движения Open Source и имеет весьма разносторонние интересы в сфере высоких технологий. Он был основным разработчиком Web-сервера Apache, а теперь занимает должность директора по технологии компании CollabNet, которая предлагает инструментальные средства для разработки программного обеспечения на базе Web-технологий таким гигантам, как Intel, Sun Microsystems, Motorola, и многим другим. Бехлендорф ответил на вопросы редактора еженедельника Network World Даффи Марсан.
Когда вас впервые привлекло движение Open Source? Что именно послужило толчком для этого?
Это произошло задолго до того, как сам термин Open Source стал общеупотребительным. В университете мне попал в руки фрагмент условно-бесплатной программы под названием Fractant. Меня это очень увлекло. Сама программа поставлялась со всеми своими исходными текстами. После ее запуска на экране появлялся список адресов электронной почты всех разработчиков, которые участвовали в ее создании.
Брайан Бехлендорф: «Прогресс в развитии программного обеспечения, да и прогресс вообще, достигается усилиями не одного-двух человек, а сообщества людей, работающих вместе» |
Если вы что-то меняли в этой программе, то могли послать свои изменения по указанному адресу и быть уверены в том, что они будут добавлены в следующую версию. Этот подход кардинально отличался от принципов разработки любого другого программного обеспечения, с которыми я видел или использовал раньше.
Когда я приехал в Калифорнийский университет в Беркли, я познакомился к тем, как под руководством IETF создавались и стандартизовались Internet-протоколы. Это открыло мне глаза на ту истину, что прогресс в развитии программного обеспечения, да и прогресс вообще, достигается усилиями не одного-двух человек, а сообщества людей, работающих вместе.
На долю Apache сейчас приходится 70% рынка Web-серверов, где предлагают свои решения такие корпорации, как Microsoft, Sun Microsystems и ряд других. Насколько успешно Apache используется в секторе корпоративных систем?
Если вы работаете с Linux, или с Solaris, или с любой другой системой на базе Unix, то выбор Apache в данном случае очевиден. То же самое верно и для Mac OS 10. Инструментарий Apache на платформе Windows начинают постепенно внедрять на предприятиях, но ему приходится конкурировать с Microsoft Internet Information Services, которые устанавливаются по умолчанию, когда вы инсталлируете Windows. Конечно, мы никогда не рассчитывали на то, что под Windows наша разработка будет столь же популярна, что и под Unix.
Самое интересное в Apache — это сообщество, которое вокруг него сформировалось. Apache Software Foundation работает ни много ни мало над 25 проектами, и Web-сервер лишь один из них.
Каковы дальнейшие перспективы Apache?
Что касается Web-сервера, то здесь трудно что-то кардинально развивать. Пару лет назад мы выпустили версию 2.0, но очень многих все еще устраивает версия 1.3. Версия 2.0 немного быстрее и лучше, если вы работаете в многопоточной среде. Группа, занимающаяся Web-сервером, не стремится существенно расширять его. Развитие идет за счет этих новых проектов.
Что нового происходит в CollabNet? Каких успехов удалось добиться на корпоративном рынке?
Наше основное достижение можно сформулировать так. Сообщество сторонников идей Open Source предложило по-настоящему великолепный набор инструментальных средств, процессов и идей для поддержки разработки программного обеспечения во всем мире. Мы попытались выбрать лучшие из этих инструментов и помочь корпоративным пользователям выстроить на их основе процессы разработки программного обеспечения. Объединив людей и процессы с помощью Internet, мы создали среду на базе Web, которая, по существу, представляет собой огромный репозитарий. Это и есть то главное, что превращает группу разработчиков в единый коллектив.
У нас есть группы, которые могут повторно использовать работу других групп, поскольку благодаря нашей среде они получают возможность узнать, чем занимаются другие. Происходит настоящий прорыв в организации взаимодействия между группами.
Каковы, на ваш взгляд, важнейшие тенденции в использовании свободно распространяемого программного обеспечения на корпоративном рынке?
Исторически сложилось так, что свободно распространяемое программное обеспечение ИТ-специалисты часто используют, не ставя об этом в известность своих руководителей. И, как правило, применяют его там, где это не бросается в глаза: для серверов электронной почты, серверов доменных имен и Web-серверов. Эта ситуация начинает меняться. Следующим этапом станет использование свободно распространяемого программного обеспечения для серверов приложений. Руководители все больше убеждаются в том, что качество этих решений (или, по крайней мере, часть из них) отвечает требованиям производственного уровня.
Чем объясняется растущий интерес к свободно распространяемому программному обеспечению со стороны корпоративных пользователей?
Все начинается с цены. Именно этот параметр проще всего сравнить. Не менее важную роль играет уверенность в том, что эти решения обладают большей гибкостью и большей защищенностью. Гибкость очень важна. На каждый доллар, который предприятия тратят на лицензирование, им приходится выкладывать еще пять на консультации. Они уже привыкли тратить деньги на настройку программ. В случае свободно распространяемого программного обеспечения они получают возможность более активно участвовать в разработке.
Что необходимо сделать сообществу Open Source для того, чтобы заинтересовать как можно больше корпоративных пользователей?
Проекты, основанные на идеях Open Source, очень эффективны при создании небольших компонентов, но не всегда оказываются успешны в деле их объединения. Но то, что на первый взгляд выглядит как недостаток Open Source, на самом деле открывает новые перспективы для бизнеса. Именно поэтому сейчас появляются такие компании, как Spike Source, которые предлагают услуги тестирования, сертификации и поддержки коллективам, которые создают свободно распространяемое программное обеспечение.
Что, на ваш взгляд, в первую очередь препятствует более широкому распространению свободно распространяемого программного обеспечения на корпоративном рынке?
Степень зрелости разных категорий свободно распространяемого программного обеспечения сильно разнится. Например, есть некий Web-сервер, который исключительно стабилен, есть и прикладная система SugarCRM, которой пользуется добрых две тысячи организаций. Пользователю довольно сложно выяснить степень зрелости той или иной разработки, понять, как соотнести риск использования свободно распространяемого пакета с затратами.
Вам необходимо оценить степень зрелости данного проекта. Вам также необходимо узнать, насколько активно ведется данный проект. Вам необходимо знать, не решают ли они исключительно конкретную проблему и не пишут ли код всего два человека. Или в версии 4.0 заложен корпоративный стандарт и соразработчики тщательно проверяют решения друг друга. Различие между этими двумя ситуациями весьма велико.
Какие прогнозы вы можете сделать относительно будущего рынка корпоративного программного обеспечения на ближайшие пять лет?
Больше организаций могут и должны подумать о возможности использования настольных систем на платформе Linux для своих не очень ресурсоемких приложений, таких как кассовые терминалы, поддержка пользователей и ввод данных. Это произойдет быстрее, чем полагают многие. Open Source Java заставит говорить о себе в ближайшие два-три года. И можно по-прежнему ожидать массового оттока клиентов тех производителей программного обеспечения, которые не желают отказываться от продажи дорогостоящих лицензий и консалтинга. Эти пользователи, скорее всего, станут клиентами таких организаций, как SugarCRM или Spike Source.
Не обидно ли вам видеть, что, когда речь идет о вопросах, связанных со свободно распространяемым программным обеспечением, всех в первую очередь интересует мнение Линуса Торвальдса?
Нет. Он заслуживает все то доверие и весь тот интерес к себе, которым он пользуется.
Вы главный специалист по технологиям фестиваля Burning Man. Каким образом это художественное мероприятие участников движения за выживание, проводимое в пустыне Невада, связано с вашей работой в сообществе Open Source?
Burning Man посвящен произведениям искусства, созданным творческими коллективами, а свободно распространяемое программное обеспечение — это программное обеспечение, созданное коллективом. Идеи, которые зарождаются в рамках обоих движений, всегда принадлежат группам людей, и результаты всегда лучше, чем сумма составляющих. Здесь координация менее регламентирована и подобные сообщества не имеют столь жесткой иерархической структуры. Эта общая линия во многом совпадает с моими интересами. Я убежден, что архитектура, построенная по принципу «снизу вверх», и организации, построенные по принципу «снизу вверх», могут добиться успеха.
Сейчас в сфере программной инженерии набирает силу движение за определенное ужесточение правил и техничность. В теории этот догматический подход превосходен, но иногда я опасаюсь, что он приводит к ложному ощущению безопасности. Есть лучший путь.
Сообщество Open Source предлагает для этого подход «снизу вверх». Модель менеджера инвестиционного фонда, действующего как фильтр, и менеджера хаоса может вполне подойти.
Вы общаетесь с Биллом Гейтсом? Интересуетесь друг другом? Встречаетесь на секретных завтраках?
(Смеясь) Нет. Единственное, что мне действительно понравилось, так это статья, опубликованная в 1987 году. Тогда Гейтса спросили, не боится ли он Netscape. Он ответил: «Нет, Netscape я не боюсь. Я боюсь Apache». Это меня очень порадовало.
За последние десять лет ы добились очень многого. Чего еще вы хотите достичь?
Не знаю. Сейчас я полностью погружен в свою работу в CollabNet. Я считаю, что здесь моя роль будет не менее значимой, чем в случае с Apache. Я нахожусь на переднем крае и прекрасно вижу, что происходит со свободно распространяемым программным обеспечением, как оно используется повсюду, от Пентагона, Sun и Intel до финансовых учреждений. Я вижу, что работает и что не работает. Со всем, с чем я сражался, если можно так выразиться, абстрактно, теперь мне приходится иметь дело конкретно.
Порой это весьма захватывающе. Я получаю огромное удовольствие. Burning Man или фантастическая вечеринка с тремя сотнями таких же ненормальных — хороший способ сохранить равновесие в своей жизни.