Где сейчас находится ИТ-рынок России и что его ждет в ближайшие годы?
Если знать, как изменится российский рынок ИТ-услуг в ближайшие годы, какие технологические и бизнес-тенденции на нем возобладают, что за решения окажутся наиболее востребованными и эффективными, можно сэкономить немалые деньги на развитии ИТ-инфраструктуры своего предприятия и получить неоспоримые конкурентные преимущества, следуя оптимальной стратегии. Но, как говорится, «знал бы прикуп…»
Эксперты уважаемых западных агентств, равно как и их отечественные «младшие братья» по аналитическому бизнесу, пытаются в той или иной степени ответить на подобные вопросы. Увы, далеко не все их прогнозы в отношении отечественного ИТ-рынка близки к реальности. Сказываются тонкости российской специфики, о которой все знают, но которую мало кому удается принять в практический расчет.
А есть ли такие аспекты в развитии ИТ-рынков, которые повторяются в разных странах вне зависимости от их специфики? Известны характеристики, например динамика изменения структуры рынка или тенденции в мотивах, которые заставляют клиентов вкладывать средства в те или иные решения, схожим образом проявляющиеся в отношении высокотехнологичных рынков разных стран, хотя и со сдвигом во времени.
Так может быть, стоит обратить свой взор в прошлое, посмотреть, как менялись характеристики на ИТ-рынках США и Западной Европы, с тем чтобы понять, где сейчас находится ИТ-рынок России и что его ждет в ближайшие годы?
Интересная попытка была недавно предпринята еженедельником Global Computing Services (его издает лига независимых экспертов в области ИТ ЛИНЭКС (www.linex.ru) совместно с ComputerWire), где регулярно публикуется опрос, в котором свои оценки дают высшие руководители крупнейших отечественных ИТ-компаний. Так вот, анализ одного из последних прогнозов показал, что ряд характеристик нынешнего российского рынка, относящихся к таким областям ИТ-услуг, как, например, аутсорсинг, почти точно повторяют характеристики западных рынков, отмечавшиеся десять лет назад.
В развитие экспресс-опроса эксперты ЛИНЭКС попытались более подробно сравнить характеристики западных ИТ-рынков десятилетней давности с характеристиками сегодняшнего российского рынка. В качестве сравнительной базы при проведении этого анализа использовались данные Dataquest Professional Service Trends 1996 и агрегированные данные опросов, проводившихся ЛИНЭКС за последний год.
(При этом, конечно, нужно признать, что, если данные Dataquest, несомненно, репрезентативны и исчерпывающи, то об использованных российских данных вряд ли можно такое утверждать без некоторой натяжки; тем не менее, с учетом российской специфики, можно предположить, что на информацию, полученную в ходе российских опросов, можно положиться.)
Результаты оказались более чем занимательны: большинство структурных и динамических характеристик при сравнении оказались практически одинаковыми. Вот лишь некоторые из них.
- Структура и динамика рынков консалтинга и аутсорсинга.
- Соотношение между различными видами услуг, заказываемых клиентами по аутсорсинговым контрактам (обслуживание и эксплуатация локальных сетей, управление настольными системами, обеспечение работы Help Desk и т. д.).
- Приоритетные перечни основных мотивов для перехода на аутсорсинг (повышение уровня предоставляемых сервисов, концентрация ресурсов на основном бизнесе клиента, повышение эффективности используемых ИТ и т. д.)
- Процент клиентов, перешедших или планирующих переход на аутсорсинг.
- Степень готовности клиентов привлекать сторонние фирмы к выработке стратегии развития ИТ.
- Взвешенные оценки различных факторов за и против привлечения провайдеров ИТ-услуг в качестве консультантов по оптимизации ИТ-инфраструктуры клиентов.
Таким образом, нынешнее состояние российского рынка ИТ-услуг, его основные тенденции и движители (по крайней мере в части, касающейся консалтинга и аутсорсинга) аналогичны соответствующим показателям, характерным для западных рынков примерно десятилетней давности. Следовательно, в условиях острейшего дефицита достоверной информации о состоянии и тенденциях сегодняшнего российского рынка ИТ-услуг можно при его исследовании также использовать весьма широкий спектр характеристик, свойственных западному рынку ИТ-услуг десятилетней давности. А в силу совпадения соответствующих структурных и динамических показателей можно со значительной достоверностью прогнозировать конкретные пути развития российского рынка ИТ-услуг и его динамику, опираясь на информацию о развитии рынка ИТ-услуг на Западе после 1995 года.
Итак, что же можно сказать о перспективах развития российского рынка ИТ-услуг, исходя из предположения о его десятилетнем отставании от Запада?
Главные бизнес-тенденции российского ИТ-рынка
ИТ-услуги превратятся в главный «мотор» при инвестировании клиентами средств в ИТ. Для пояснения этого тезиса можно прибегнуть к аналогии из области автомобилестроения.
Сегодня любой из выпускаемых автомобилей (по крайней мере за пределами России) обеспечивает его владельцу достойное исполнение своей основной функции — функции средства передвижения. Потребитель же при покупке нового автомобиля в основном ориентируется на дополнительные сервисы: круиз-контроль, АБС, климат-контроль, системы безопасности и т. п.
Так и при вложении средств в ИТ дополнительные сервисы становятся определяющим фактором для покупателя; более того, именно появление новых сервисов чаще всего побуждает клиентов менять одни ИТ на другие.
Потребительская парадигма в применении к ИТ изменится от перехода на новые технологии обработки информации к оптимизации процессов управления обработкой информации. Продолжая автомобильную аналогию, можно сказать, что наиболее ценными и востребованными для клиента сервисами становятся те, которые берут на себя оптимальное исполнение тех или иных его функций.
Сергей Карелов — управляющий партнер консалтингового агентства ICONA, председатель совета ЛИНЭКС. Занимал руководящие позиции в российских отделениях IBM и SGI. С ним можно связаться по адресу karelovs@gmail.com |
Автомобилист теперь знает, что и АБС, и система курсовой устойчивости, и прочие аналогичные сервисы справятся с исполнением соответствующих функций лучше, чем это в состоянии сделать он сам, и поэтому выбирает автомобиль, оснащенный этими дополнительными сервисами. В идеале, когда будет предложен сервис, выполняющий функции автопилота, он станет главным требованием при покупке. В ИТ происходит то же самое. Основными для клиентов становятся задачи эффективного управления своими ИТ-активами, и на первый план выходят управление настольными системами, управление ИТ-инфраструктурой, управление приложениями и т. д.
В перспективе все идет к «авто?пи?лоту», то есть к аутсорсингу — передаче исполнения ИТ-функций оптимально работающему «устройству», в роли которого выступает провайдер ИТ-услуг.
Ключевые тенденции аутсорсинга в России
Будет происходить неуклонный дрейф от простого управления ИТ-ресурсами клиента к оптимизации управления достижением конкретных целей клиента (повышение отдачи от ИТ, привязка ИТ к стратегии клиента и т. д.)
Станет очевидной «коммодити?за?ция» (то есть переход на более дешевые, повторяемые, быстро внедряемые и легко интегрируемые решения) многих областей аутсорсинга ИТ (IT outsourcing, ITO), и в первую очередь аутсорсинга ИТ-инфраструктуры.
Аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsourcing, BPO) превратится в самый быстрорастущий сегмент рынка профессиональных услуг.
Основные тенденции консалтинга
Взаимосвязь и интеграция ИТ-консалтинга, а также управленческого консалтинга будет постоянно возрастать, сопровождаясь изменением целевой аудитории консалтинга от руководителей подразделений до высшего руководства компаний.
Также будут повышаться требования клиентов к консультантам в части одновременного наличия у них и стратегической, и операционной, и индустриальной, и, естественно, ИТ-экспертизы.
Консалтинг превратится в один из главных стимулов и вспомогательных инструментов для клиентов в вопросах их перехода на аутсорсинг.
Сформулированные предположения позволяют составить десятилетний прогноз основных параметров в развитии российского ИТ-аутсортинга (см. рисунок).
Точность этого прогноза можно будет оценить уже в следующем году, однако окончательный вердикт можно будет вынести к двадцатилетнему юбилею Computerworld Россия.
Основные параметры и вехи развития российского рынка ИТ-аутсортинга
Согласно прогнозам, в следующие десять лет аутсорсинг будет пользоваться все большей популярностью, и к 2015 году объем услуг, оказываемых сторонними организациями достигнет почти половины объема ИТ-услуг
- Признание клиентами превосходства провайдеров ИТ-услуг. За счет реинжиниринга используемых моделей и процессов предоставления услуг провайдеры ИТ-услуг выходят на такой уровень качества и стоимости, который становится труднодостижимым для внутренних ИТ-департаментов клиентов (в первую очередь из-за необходимости масштабных инвестиций в непрофильную для клиентов деятельность). Клиенты признают превосходство компетентности провайдеров ИТ-услуг в части как технологических решений, так и управления процессами внедрения и эксплуатации ИТ.
- Разрыв в квалификации клиентов и провайдеров ИТ-услуг. Из-за большей финансовой и карьерной привлекательности многие наиболее квалифицированные ИТ-специалисты переходят на работу к провайдерам ИТ-услуг. Разрыв в квалификации ИТ-персонала клиентов и провайдеров ИТ-услуг углубляется. Клиенты признают, что лучше покупать наиболее ценных специалистов и провайдеров ИТ-услуг, при этом риск потерять вложенные деньги будет наименьшим.
- Повышение спроса на прорывные технологии. Рост спроса на информационные технологии, способные радикально улучшить характеристики основного бизнеса клиентов.
- Появление новых игроков. На рынок ИТ-услуг выходят небольшие сервисные компании, специализирующиеся на узких вертикальных рынках; совместные предприятия, созданные крупными провайдерами ИТ-услуг и их клиентами в рамках собственных проектов, но теперь выходящие на "внешний рынок"; бывшие ИТ-подразделения тех клиентов, которые инвестировали серьезные средства в их развитие и превращаются теперь в самостоятельных провайдеров услуг.
- Усиление тенденции слияний и поглощений. Слияния и поглощения становятся одним из основных способов расширения бизнеса на рынке ИТ-услуг.
- Признание глобальной модели. В целях снижения расходов на покупаемые ИТ-услуги клиенты начинают их закупать не только в России, но и в ближнем, а также в дальнем зарубежье.
- Рост рынка BPO. Объем аутсорсинга бизнес-процессов клиентов превышает 50% объема аутсорсинга их ИТ-функций.