«Директор информационной службы»
Среднего роста мужчина в очках, с седеющей шевелюрой и бородой, с удовольствием позировал перед фотоаппаратом на Красной площади шесть лет назад. Он по-прежнему дорожит теми фотографиями. Для него, «стопроцентного» американца, эти снимки — один из символов его сражения против тотального контроля государства над гражданами: американская пропаганда давно приучила свой народ к мысли о том, что Советское государство следило за каждым шагом всех, кто находится на его территории.
Своими программами Фил Циммерман бросил вызов многим тоталитарным режимам (правозащитные организации многих стран используют усовершенствованные версии его разработок), однако защищаться ему пришлось от судебных преследований со стороны собственного государства. Долгие годы Циммерман работал программистом, специализируясь на криптографии и безопасности данных, технологиях передачи данных, а также на встроенных системах реального времени. В 1993 году власти США возбудили против него уголовное дело за распространение созданной им в свободное от работы время программы Pretty Good Privacy, предназначенной для криптографической защиты электронных сообщений и информации, хранящейся на носителях. Двумя годами раньше Циммерман реализовал запатентованный в 1983 году алгоритм шифрования с применением открытых ключей и дал согласие на распространение посредством сети Usenet своей программы в бесплатное пользование. Она стала доступна всем, у кого есть ПК и модем. Вскоре программа попала в Internet и получила распространение далеко за пределами Америки. Американские власти предъявили Циммерману обвинение в том, что он нарушил федеральное экспортное законодательство, согласно которому средства шифрования приравниваются к военному снаряжению, поэтому экспорт ПО для шифрования с ключом длиннее 40 разрядов запрещен (в PGP применялся 128-разрядный ключ).
Как раз в те годы к Циммерману пришло всеобщее признание. Журнал Information Week назвал программу PGP одним из десяти самых значительных продуктов 1994 года, а в 1995 году респектабельный еженедельник Newsweek включил Циммермана в список 50 самых влиятельных людей сетевого мира Net 50. В том же году Циммерман получил награды от фонда Electronic Frontier Foundation — за новаторство (Pioneer Award), а также от корпорации Chrysler за инновации в проектировании (Chrysler Award for Innovation in Design). Вскоре появились и другие награды.
В том, что в 1996 году дело закрыли и власти США сняли ограничения на использование PGP, огромную роль сыграли вставшие на защиту Циммермана правозащитники и активисты, которые отстаивали право на шифрование переписки как одно из прав граждан, позволяющее реализовать заявленное в конституции право на тайну переписки.
Судя по выступлениям и публикациям, борьба за обеспечение тайны переписки никогда не была самоцелью для Циммермана. Будучи «стопроцентным» по духу американцем, он считает недопустимым любой контроль над частной жизнью граждан без их согласия, кем бы он ни осуществлялся. В любом случае граждане имеют право защищать свою частную жизнь от наблюдения извне, и Циммерман создает инструменты, которые позволяют реализовать это право.