Конкуренция и падение цен неизбежно потребуют перехода на свободно распространяемые программные средства с открытыми исходными кодами
Дмитрий Королевский — заведующий отделом развития информационных систем Государственного научно-исследовательского института системной интеграции (ГосНИИСИ). С ним можно связаться по адресу kda_2005@mail.ru |
Политика нашего государства в области информатизации с 70-х годов была направлена на заимствование чужих технологий. Однако сегодня Россия имеет возможность занять достойное место на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг. Впервые глава государства заявил о необходимости приоритетного развития и государственной поддержки информационных технологий для обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, стимулирования инновационной деятельности и наукоемкого экспорта. Правительством РФ одобрены концепции развития рынка телекоммуникационных услуг и информатизации федеральных органов государственной власти. Для реализации поставленных задач нужна целенаправленная и эффективная государственная поддержка научно-образовательного комплекса, инновационной деятельности, импортозамещения. Необходимо учитывать тенденции развития мирового рынка информационных технологий и переходить на новые экономические механизмы информатизации страны.
Удешевление компьютерной техники, выпускаемой множеством производителей при сохранении монополии на системное ПО, привело к тому, что затраты на него в общей стоимости изделий стали чрезмерно высокими.
Аналитики Gartner отмечают, что долгосрочная тенденция перехода на open source снижает доходы от продаж ПО. Если 10-15 лет назад крупные софтверные компании получали до 90% доходов от продажи лицензий, то сегодня эта величина — менее 50%. В перспективе программное обеспечение может стать бесплатным и платить придется лишь за поддержку и усовершенствования. Прежде всего это относится к системному и офисному программному обеспечению, СУБД и другим типовым продуктам. Специализированные приложения, вероятно, будут переходить в категорию open source по мере их унификации и распространения.
Понимая неизбежность подобного перехода, крупные ИТ-компании активно осуществляют доведение до промышленного уровня открытых программных продуктов, уже получивших широкое распространение. IBM финансово поддерживает операционную систему Linux и Web-сервер Apache, Sun Microsystems — офисный пакет OpenOffice. Novell приобрела SuSE, ведущего европейского поставщика Linux, и постепенно переводит на эту платформу своих клиентов. Oracle переносит свои продукты на Linux.
Сложились технические и экономические потребности в унификации программного обеспечения в открытых кодах для широкого спектра бытовой техники, средств связи и промышленного оборудования. Это требует корректировки стратегии развития и государственной поддержки ИТ в России.
До недавнего времени вопрос об использовании open source в госзаказах не возникал. «Закрытый» софт существенно превосходил открытые аналоги по возможностям и удобству пользования. Но сегодня продукты с открытым кодом продемонстрировали свое качество, надежность и перспективность. Уже год назад лишь 10% компаний в Западной Европе не планировали использовать такие системы, а почти половина — применяли или завершали подготовку к использованию.
В ряде стран на open source переводятся правительственные службы. Для этого есть серьезные экономические основания. По аналитическим данным, опубликованным на cnews.ru, на ПО и сопутствующие услуги в государственных органах США и Европы расходуется около 80% средств, направляемых на ИТ.
Структура ИТ-расходов в России пока существенно иная, в том числе из-за использования устаревшего или нелицензионного программного обеспечения. Из общего объема расходов свыше 30% приходится на аппаратное обеспечение; около 30% — на оплату услуг связи, тогда как на программное обеспечение и текущие расходы — примерно 12%. Совокупные затраты на софт в России составляют порядка 30 млрд. рублей в год. Четверть всех лицензий и услуг, связанных с поддержкой программного обеспечения, потребляют отечественные государственные и муниципальные учреждения.
Из опыта более развитых стран видно, что дальнейшая ориентация России на закупки коммерческих систем потребует для обновления и развития ПО значительного увеличения расходов на его приобретение и лицензирование.
Практика использования для государственных нужд коммерческих программных средств с закрытыми корпоративными форматами и интерфейсами уже привела к высокой зависимости экономики страны от их импорта. Требование открытости исходных кодов программных продуктов, заказываемых для государственных нужд, поддержит отечественных поставщиков при вхождении в ВТО.
Унификация программного обеспечения на основе Linux и других международно признанных продуктов с открытыми исходными кодами будет способствовать развитию инновационной деятельности в Российской Федерации, позволит значительно ускорить и упростить внедрение информационных технологий в производство, повысит его конкурентоспособность. Без перехода на открытые стандарты и технологии нельзя обеспечить реализацию отечественной продукции на международном рынке.
Первым шагом по переходу на Open Source и повышению конкурентоспособности российской техники является предоставление преимуществ научно-техническим проектам, использующим свободно распространяемое ПО, соответствующее международно признанным открытым стандартам. Это позволит без существенных капитальных затрат стимулировать конкурентоспособные инновационные разработки, отвечающие современным требованиям.
Программная совместимость Linux с операционными системами, используемыми в российских вооруженных силах, создает новые возможности для разработки и внедрения двойных технологий гражданского и оборонного назначения, продвижения отечественных военно-технических систем на международный рынок. Это также предотвратит возможность скрытого несанкционированного доступа к информации с использованием недокументированных средств.
Широкое применение открытого и свободно распространяемого программного обеспечения позволит существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств и уменьшить зависимость от импорта.
Основная трудность внедрения open source организационная. У многих отечественных предприятий и государственных структур сложились тесные партнерские отношения с ведущими зарубежными ИТ-компаниями, заинтересованными в продажах программного обеспечения на российском рынке. В этих условиях наиболее безболезненным и важным представляется переход на open source в сфере образования и науки. Финансовые потери ИТ-компаний будут незначительными, так как научным и образовательным учреждениям программное обеспечение продается по льготным ценам. Препятствиями могут стать только некомпетентность и личные интересы некоторых руководителей, принимающих соответствующие решения.
Перевод сферы образования и науки на регулярно обновляемые программные продукты в открытых кодах позволит своевременно осваивать новые технологии, повысить практическую направленность образования и уровень подготовки специалистов.
Необходимо скоординировать усилия всех заинтересованных организаций в продвижении Open Source в России. Нужна господдержка открытых стандартов и ИТ, закрепленная в нормативных документах и федеральных программах. Важно не упустить время.