«Академия АйТи» представила свое видение тенденций рынка профессионального образования
Игорь Морозов: «Обучение — это инструмент управления изменениями» |
Учебно-консалтинговый центр профессиональной подготовки «Академия АйТи» провел отчетную пресс-конференцию, посвященную десятой годовщине работы в сфере российского ИТ-образования. Помимо демонстрации основных показателей бизнеса, речь на пресс-конференции шла о тенденциях на рынке профессионального обучения, структуре и планах «Академии».
Как полагают в «Ака?демии», в области ИТ-образования Россия, пусть с некоторым отставанием, следует общемировым тенденциям. Среди них — развитие систем непрерывного обучения с увеличением доли дистанционных форм образования, в том числе посредством Internet. По данным IDC, объем мирового рынка обучения в электронной форме к 2006 году вырастет по сравнению с 2004-м почти вдвое и составит более 20 млрд. долл.
Среди специфических российских тенденций — децентрализация управления образованием, коммерциализация традиционных образовательных учреждений, создание «образовательных комплексов» (основанных на бизнес-сотрудничестве вузов и центров профессиональной переподготовки), рост требований заказчиков к качеству обучения, демографические изменения (постепенное снижение количества выпускников школ), экспорт образовательных услуг в страны СНГ. Также была отмечена потребность в современной системе непрерывного профессионального образования и приведении ее в соответствие с быстро меняющимся спросом в экономике. По оценкам «Академии», объем рынка дистанционного обучения в России в минувшем учебном году составил 4,7 млн. долл., а на следующий год прогнозируется более чем двукратный рост — до 10 млн. долл. Отчасти это связывается с реализацией государственных образовательных программ.
Среди других тенденций российского рынка ИТ-обучения (объем которого, по оценке компании, достиг в прошедшем году 90 млн. долл.) — развитие дистанционного образования, а также ужесточение конкуренции, рост количества авторских программ и «длинных» программ профессиональной переподготовки.
Бизнес самой «Академии», по словам ее ректора Игоря Морозова, лежит на стыке между управлением персоналом и ИТ. Академия предоставляет и контент, и технологии, и услуги по обучению. Количество ее очных курсов превышает 350, а дистанционных — 3,5 тыс., разработаны системы управления как очным, так и дистанционным обучением, в числе сервисов — консалтинг и аутсорсинг (как персонала, так и инфраструктуры). «Академия» имеет 60 учебных классов и 20 региональных филиалов. Оборот «Академии» по сравнению с прошлым учебным сезоном увеличился на 18% и достиг 201,8 млн. рублей.
Почти 90% клиентов «Академии» — корпоративные заказчики. Поэтому глава регионального филиала центра должен лично знать руководство 10-15 крупнейших компаний региона. В «Академии» работает около 150 человек, из них около половины — преподаватели (25-30% — штатные).
«При таком их количестве возрастает важность системы подготовки, ротации и аттестации преподавательского состава, и это одна из систем, делающих ?Академию? единой», — считает Морозов. По его мнению, конкуренция на рынке обучения сейчас идет не столько за клиента, сколько за квалифицированные кадры.
В планах «Академии АйТи» — расширение каналов продаж и доставки продуктов и сервисов до клиента, а также активное сотрудничество с федеральными образовательными структурами.