Network World, США
На рынке труда все сильнее ощущается нехватка специалистов по RFID
Спрос на квалифицированных профессионалов в области RFID в настоящее время намного превышает предложение |
Обладая двухлетним опытом работы с технологией радиочастотной идентификации в организации цепочек поставок, Эрвин Вир входит в элитную группу немногочисленных специалистов.
Вир — координатор глобальной инициативы RFID в Ahold, голландской компании розничной торговли продовольственными товарами. Ahold одной из первых внедрила RFID в свои цепочки поставок.
Технология RFID достаточно известна, но ее использование в розничной торговле для отслеживания поставок продуктов питания и потребительских товаров — сравнительно новая область применения. Ее признание в данной области происходит довольно быстро под влиянием действий крупных организаций, таких как Wal-Mart, Target и Министерство обороны США.
По мере того как производители товаров продвигаются навстречу этим требованиям и все больше розничных продавцов начинают рассматривать вопрос о применении RFID, на рынке труда обостряется борьба за опытных специалистов этого направления.
Ассоциация Computing Technology Industry Association опросила 50 поставщиков, консультантов, интеграторов и производителей. По итогам опроса 80% респондентов отметили, что в настоящее время на рынке труда наблюдается острая нехватка квалифицированных RFID-профессионалов.
«В частности, очень трудно найти людей, владеющих теоретическими основами радиочастотной идентификации, разбирающихся в особенностях распространения радиоволн и потенциальных проблемах, порождаемых интерференцией, — говорит Дэвид Соммер, вице-президент CompTIA по электронной коммерции. — В настоящий момент такими знаниями располагают лишь немногие».
На новом, быстро развивающемся рынке, где реально работающие системы можно пересчитать по пальцам, практический опыт Вира в области технологии и стратегии применения RFID является редкостью.
«С одной стороны мне лестно, но с другой стороны, не может не вызывать опасений, что всего лишь после двух лет работы в этой области меня уже считают экспертом», — говорит Вир.
По мере того как в Ahold продвигались от исследований и опытных разработок к развертыванию систем RFID, Вир по необходимости получил больше технических знаний, чем рассчитывал. По его словам, в зрелых технологиях, таких как штриховые коды, не обязательно разбираться во всех тонкостях работы считывателя. На рынке RFID, ввиду значительно меньшей его стабильности, технические знания являются жизненно важными: «Я должен их иметь. Иначе я не смогу принимать обоснованные финансовые решения».
Для развертывания оборудования RFID в реальной обстановке необходимо, чтобы планирование, монтаж и пусконаладочные работы выполняли профессионалы.
«Для создания системы RFID вам нужно сочетание теоретических знаний с определенными практическими навыками внедрения, — говорит Вир. — В этих двух областях определенно наблюдается большой дефицит кадров».
Предварительно составленные планы внедрения почти всегда приходится приспосабливать к местным условиям, что затрудняет развертывание RFID. То, что работает в лаборатории, может не сработать в действующем распределительном центре. Физические условия, скажем металлическая крыша над одной из дверей складского помещения или электрогенератор, могут нанести ущерб системе RFID.
«За каждой дверью может скрываться причина, по которой вам придется отойти от теоретической модели и слегка изменить положение вещей, потому что реальная действительность имеет свои особенности», — говорит Вир.
Компания Ahold в RFID-проектах в значительной степени опирается на консультантов и системных интеграторов.
«Мы решили не нанимать много специалистов по RFID. Вместо этого мы позволили консультантам и интеграторам делать свою работу, — говорит Вир. — Через пару лет RFID станет столь же обычным и распространенным делом, как штриховые коды. И когда это случится, эти специалисты нам больше не понадобятся».
Между тем именно нынешняя нехватка специалистов в области RFID открывает широкие возможности для ИТ-профессионалов.
В свой список наиболее востребованных специальностей в 2005 году, насчитывающий 21 позицию, компания по подбору руководителей Christian & Timbers включила главного специалиста по стратегии RFID. Эта позиция стала популярной отчасти из-за сетей розничной торговли и поставщиков, склоняющихся к внедрению RFID.
В Christian & Timbers определяют главного стратега RFID как специалиста, который проектирует и внедряет в цепочки поставок многоплатформенные системы RFID, а также вносит изменения в бизнес-процессы, направленные на использование корпоративных данных и данных о партнерах, полученные из систем RFID.
«Есть две очевидные сферы деятельности, помогающие стать стратегом в области RFID, — цепочки поставок и разработка продуктов RFID. Снабженец, пришедший из управления цепочками поставок, может владеть информационными технологиями, хотя это и не обязательно, — говорит Умеш Рамакришнан, вице-президент Christian & Timbers. — Как правило, старший специалист по RFID подотчетен директору по ИТ, исполнительному или генеральному директору».
По словам Рамакришнана, сегодня большое число вакансий имеют фирмы, оказывающие профессиональные ИТ-услуги: «Большинство из них не требуют более чем годичного опыта работы в области RFID. Они в основном хотят получить хорошего, солидного менеджера проектов или разработчика, который мог бы вырасти в эксперта под руководством опытного наставника, работающего с RFID в течение последних двух-трех лет».
В ближайшие пять лет Рамакришнан не ожидает уменьшения спроса на руководителей RFID-проектов: «Новая технология распространится от Wal-Mart и других крупных розничных сетей на область производства, а затем и на все иные сферы деятельности».
Того же мнения придерживается и Соммер из CompTIA. В то время как сегодня самый мощный импульс к внедрению технология RFID получает от розничных продавцов и производителей потребительских товаров, Соммер ожидает, что другие организации, в частности медицинские и фармацевтические, последуют их примеру, что только усугубит нехватку квалифицированных профессионалов.
Сетевые администраторы также столкнутся с решениями RFID по мере их выхода из стадии опытных разработок в реальную корпоративную среду, что потребует масштабируемого управления данными, интеграции и ресурсов памяти.
«В конечном счете технология RFID должна работать в масштабах всего предприятия. Ее нельзя ограничить», — говорит Рамакришнан. Это означает, что системы должны охватить корпоративные сети и сети партнеров.
«Вы не сможете обойтись без сетей. Те, кто усовершенствует свои навыки в этой области, определенно будут иметь перспективы роста», — добавляет Рамакришнан.
Он рекомендует ИТ-специалистам внимательнее следить за инициативами в области разработки стандартов RFID: «Хотя данная технология известна уже несколько лет, она лишь начинает завоевывать мир. Поэтому она все еще остается благодатным полем для множества людей, желающих принять участие в ее развитии».