Network World, США
По оценкам компании, объем этого рынка к 2007 году достигнет 20 млрд. долл.
Сегодня благодаря инициативам ряда розничных торговых сетей, которые интегрируют в свои цепочки поставок механизмы беспроводного контроля за движением товаров, технология радиочастотной идентификации переживает настоящий бум. Однако, по мнению директора подразделения IBM Sensors and Actuators по управлению продуктами и стратегии бизнеса Энн Брайденбах, RFID — не единственная на сегодняшний день технология, предусматривающая применение в этих процессах сенсорных элементов.
В широком понимании датчики или сенсорные элементы представляют собой устройства (термометры, измерители давления и т. д.), регистрирующие состояние окружающего мира. Исполнительные механизмы получают от датчиков электрические сигналы и выполняют определенные действия.
На протяжении многих десятилетий датчики и исполнительные механизмы помогали осуществлять контроль за отраслевыми процессами. Однако подобные устройства всегда являлись частью узкоспециализированных систем, которые следили, к примеру, за состоянием транспортерной ленты на конвейере предприятия.
Сегодня задача заключается в том, чтобы интегрировать источники данных с корпоративными приложениями. «Существующие датчики не позволяют получать информацию о состоянии производственной линии и выпускаемой продукции и пересылать ее обратно в корпоративную систему, с тем чтобы вам стало понятно, в каком состоянии находятся дела в текущий момент времени, — пояснила Брайденбах. — Главная задача подразделения IBM Sensors and Actuators как раз и заключается в том, чтобы предоставить клиентам оборудование, программное обеспечение и услуги, необходимые для получения информации подобного рода».
Поставив перед собой такую цель, корпорация IBM сосредоточила основные усилия на создании программного обеспечения промежуточного слоя, которое обеспечивало бы выполнение соответствующих функций. «Очень важно передать функции обработки данных оконечным узлам сети, — отметила Брайденбах. — Это позволит не только уменьшить сетевой трафик, но и снизить нагрузку на корпоративные приложения, которые функционируют на корпоративных серверах. Чем больше задач будут выполнять относительно дешевые устройства, тем лучше».
Первыми плодами деятельности нового подразделения стал выпуск трех программных продуктов RFID, анонсированных в конце прошлого года и появившихся недавно на рынке. WebSphere RFID Device Infrastructure встраивается производителями считывающих устройств в свое оборудование, WebSphere RFID Premises Server управляет аппаратным и программным обеспечением RFID и осуществляет контроль за ним в конкретных удаленных точках, а WebSphere Remote Server может быть использовано в поддерживающих технологию RFID компьютерных системах.
Отличительной особенностью всех этих продуктов является возможность удаленного управления. Программное обеспечение RFID Premises Server, к примеру, объединяет управляющие программные продукты IBM Tivoli с сервером приложений WebSphere, СУБД DB2 и инструментарием обработки сообщений WebSphere MQ. Благодаря этому у компаний появляется возможность централизованного управления развертыванием необходимых средств в удаленных узлах.
Перспективы RFID
Выход на арену RFID крупных игроков произошел, когда окончательно стало ясно, что рынок систем RFID будет развиваться очень бурными темпами. По оценкам компании ABI Research, общий объем продаж оборудования и программного обеспечения RFID в 2003 году составлял 1,25 млрд. долл., в 2004 году — 1,54 млрд. долл., а в нынешнем году должен достигнуть 1,94 млрд. долл.
Сложность и масштабы проектов RFID растут, соответственно расширяется и рынок консультационных услуг и услуг внедрения. Перед консультационным бизнесом, которым занимается подразделение глобальных услуг IBM, открываются новые перспективы. По мнению аналитиков ABI Research, общий объем продаж на рынке услуг интеграции систем RFID к 2007 году превысит оборот рынка продуктов RFID.
Развертывание технологий RFID требует привлечения профессионалов, которые хорошо понимают, что требуется для обеспечения устойчивой работы оборудования на месте, там, где физические условия существенно отличаются от лабораторных. Значимость консультационных услуг будет расти по мере того, как компании начнут сталкиваться с необходимостью решения более сложных задач, выходящих за границы простейших сценариев регистрации материальных ценностей на складе.
Тонкие возможности
Технология RFID привлекает к себе едва ли не самое большое внимание среди инновационных технологий, и уже целый ряд известных компаний заявили о себе на этом рынке как в качестве разработчиков, так и в качестве первых клиентов. Этого пока нельзя сказать об IBM, позиции которой имеют некоторые изъяны. Тем не менее корпорация работает над собственными многоуровневыми системами на базе RFID, которые в перспективе должны масштабироваться до уровня предприятия
Трудности | Возможности |
Недостаточная специализация, в отличие от некоторых недавно образованных компаний, занимающихся исключительно RFID | Широчайший набор программных средств управления, поддержки интеграции и разработки |
Отсутствие на текущий момент крупных пилотных проектов | Опыт работы с системами, поддерживающими масштабируемость и обеспечивающими надежность корпоративного уровня |
Необходимость поддерживать партнерские отношения с компаниями, специализирую-щимися в области RFID, становясь фактически их конкурентом | Интегрированные сервисы |
В борьбе за доллары RFID
Крупнейшие производители увеличивают свою активность на рынке беспроводных технологий контроля за местоположением объектов.
Sun планирует анонсировать обновленную версию своего RFID-инструментария Sun Java System RFID Software 2.0.
Oracle в сотрудничестве с компанией Xpaseo разработала программно-аппаратный комплекс, позволяющий управлять развертыванием механизмов RFID.
Sybase представила программное обеспечение промежуточного слоя RFID Enterprise, призванное помочь клиентам использовать данные, собранные RFID-устройствами, в бизнес-приложениях.
Компании, работающие на потребительском рынке, все активнее осуществляют переход от локальных пилотных RFID-проектов к внедрению полномасштабных систем. Количество представителей розничной торговли, принимающих подобные системы на вооружение, и объемы их продаж постоянно растут.
«В большинстве случаев RFID-решения сегодня еще не объединены и не связаны с критически важными корпоративными системами, — отметил ведущий аналитик компании ABI Research Эрик Микельсен. — По мере увеличения потребностей клиентов в более сложных функциях, они все чаще начинают обращать внимание на средства централизованного управления, позволяющие объединить разрозненные локальные системы. Очевидно, что в самое ближайшее время сюда придут Microsoft, SAP, Oracle и IBM».
Вместе с этим сфера применения технологий RFID уже выходит за пределы розничной торговли, охватывая аэрокосмическую и фармацевтическую отрасли, а также сферы здравоохранения и обороны.
Действительно, в последние несколько месяцев Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и SAP резко увеличили свои инвестиции в этот рыночный сектор. В SAP анонсировали программу, которая призвана обеспечить доступ к технологиям RFID представителям малого и среднего бизнеса. В сотрудничестве с другими производителями механизмов RFID руководство SAP намерено включить в свой пакет Business One. Корпорация IBM осенью прошлого года анонсировала пятилетнюю программу с бюджетом 250 млн. долл., направленную на развитие подразделения Sensor and Actuator Solutions. В Microsoft Business Solutions работают над интеграцией поддержки RFID — в том числе средств управления считывающими устройствами и переносом данных — в системы Axapta 4.0, Navision 5.0, а также в очередную версию Great Plains.
— Энн Беднарц, Network World, США