Служба новостей IDG, Бангалор

Ранее транснациональные сервисные компании старались избегать чисто офшорного аутсорсинга
У ведущих игроков рынка ИТ-услуг, компаний IBM, Accenture, Perot Systems и Unisys, имеются подразделения и в Индии, благодаря чему они могут использовать местную дешевую рабочую силу

По мнению аналитиков консультационной компании Technology Partners International, у офшорного аутсорсинга в Индии появились серьезные конкуренты в лице транснациональных служб. Они не только предлагают более низкие цены, но и готовы выполнять необходимые работы в самых разных географических регионах.

У сервисных компаний IBM, Accenture, Perot Systems и Unisys имеются подразделения и в Индии, благодаря чему они могут использовать местную дешевую рабочую силу.

«Ранее транснациональные сервисные компании старались избегать чисто офшорного аутсорсинга, — отметил партнер TPI Сиддхарт Пэй. — Теперь же они стремятся заполучить контракты, предусматривающие полноценную удаленную доставку всех необходимых услуг. Причем цены у них даже ниже, чем у их индийских конкурентов».

Транснациональные офшорные компании готовы минимизировать свою прибыль ради завоевания рынка. При этом они несут довольно большие издержки, обусловленные высокими зарплатами, которые предлагаются специалистам, переманиваемым у индийских аутсорсинговых компаний.

«Транснациональные службы имеют возможность держать цены ниже, потому что их инвесторы рассчитывают на меньшую норму прибыли по сравнению с инвесторами индийских компаний, — пояснил еще один партнер TPI Пол Шмидт. — Маржинальная прибыль транснациональных компаний в Индии составляет около 15%, тогда как у местных предприятий она приближается к 30%».

Компания TPI опубликовала результаты своих исследований в отчете «Состояние мировой отрасли доставки услуг». По словам Шмидта, выступавшего в качестве соавтора этого документа, в основу отчета положено подведение итогов опроса представителей 212 компаний из США, Европы и Азии. В нем обобщается положение дел с поставкой услуг как собственными подразделениями организаций, так и независимыми компаниями.

Клиенты, работающие с поставщиками услуг аутсорсинга на протяжении пяти лет и более, уже приобрели соответствующий опыт и начинают изучать возможность распределения офшорных проектов. Это должно помочь им как снизить издержки, так и минимизировать риски. Транснациональные поставщики услуг лучше подходят для этой цели, поскольку у них уже имеются подразделения в Индии, Китае, Латинской Америке и Восточной Европе.

Исследования показали, что, размещая заказы в Индии, организациям не удается добиться ожидаемого повышения эффективности и сокращения расходов. «Представители многих компаний ошибочно считали, что производительность труда местных работников окажется выше, чем у них дома», — отметил Шмидт. Однако организации, пользовавшиеся услугами аутсоринга на протяжении четырех лет и более, вынуждены были снизить планку своих ожиданий, и теперь им требуется два офшорных работника для выполнения функций одного.

Но если стоимость труда растет без повышения его производительности, теряется основное преимущество аутсорсинга. «Для того чтобы получить выигрыш, общие затраты не должны превышать половины уровня, характерного для США, — подчеркнул Пэй. — А поскольку стоимость труда в офшорных зонах наподобие Индии постепенно увеличивается, при отсутствии роста его производительности имеющийся запас прочности будет исчерпан очень быстро».


Katzenbach Partners: лучше поставить на индийский аутсорсинг

В консалтинговой фирме Katzenbach Partners полагают, что индийские компании, специализирующиеся в сфере ИТ и аутсорсинга, могут занять лидирующие позиции в своей области, обойдя таких мощных соперников, как EDS, Computer Sciences, Capgemini, Unisys, Perot Systems, Accenture и BearingPoint.

Более того, исследователи пришли к выводу, что корпоративные пользователи, возможно, ошибаются, полагая, что размер и список достижений заслуженных игроков рынка являются гарантией наибольшей эффективности сервиса. У индийских компаний — Infosys, Wipro, Satyam Computer Services и Tata Consultancy Services — более мощные рыночные стимулы и готовность обеспечивать высокое качество обслуживания и исполнять свои обязательства, в том числе и во время «критических» третьего и четвертого годов контрактов.

В основу анализа положена методика, разработанная группой исследователей из компании Katzenbach Partners во главе с Ричардом Шротом и Натаниэлем Массом, которые предложили новую методику измерения эффективности компании, названную Relative Value of Growth.

RVG определяет степень, в которой компания награждается (в терминах рыночной капитализации) за рост или увеличение прибыли. Компании с высоким показателем RVG, как правило, получают большую прибыль.

С другой стороны, те компании, целью которых является непосредственное увеличение прибыли, сейчас показывают самые низкие результаты и могут получить меньшую прибавку к биржевой стоимости, в основном из-за того, что им трудно изменить ценовую политику, когда основу бизнеса составляют долговременные клиентские контракты.

Для компании, акции которой обращаются на бирже, показатель RVG может быть вычислен исходя из официальной информации Комиссии по ценным бумагам и биржам США, с помощью стандартных инструментов финансового анализа. Результат в числовом виде выражает то влияние, которое оказывает на цену акции дополнительный рост против роста оперативной прибыли компании. RVG, равный 7, например, означает, что семипроцентное увеличение прибыли так же отражается на стоимости акции, как рост прибыли в один процент. (Более подробное описание показателя RVG можно найти в статье The Relative Value of Growth в августовском номере 2005 года Harvard Business Review).

Анализируя работу компаний, предоставляющих услуги ИТ-аутсорсинга, в Katzenbach Partners обнаружили, что индийские фирмы имеют очень высокий показатель RVG, а следовательно, сильную мотивацию к росту. В то же время игроки из Европы и США имеют намного меньшие параметры RVG. Это означает, что здесь делают упор на сокращение расходов, а не на рост.

«Показатель RVG лучших индийских аутсорсинговых компаний составляет 80-85%, так что есть все основания ожидать, что они будут продолжать инвестировать в рост, в людей, в удержание клиентов», — считает Масс, старший партнер Katzenbach Partners.

«Учитывая растущую конкуренцию со стороны индийских компаний, основным американским и европейским аутсорсерам необходимо уделить больше внимания своему росту и увеличить прибыли, иначе им придется столкнуться с вынужденными слияниями, консолидацией или общей утратой лидирующих позиций», — сказал Шрот.

— OutSourcing World, США